Третий месяц жизни ребенка. Ребенок на третьем месяце жизни.


Календарь развития ребенка по месяцам

Третий месяц жизни ребенка. Ребенок на третьем месяце жизни.
Ребенок 3 месяца - что умеет?
Кормление ребенка в 3 месяца.
Что может вызвать у вас беспокойство
Няня для ребенка (грудничка, новорожденного)
Питание ребенка на 4 и 3 месяце жизни
Ребенку 3 месяца.

МЕСЯЦ ТРЕТИЙ

Ни дня без достижений
Молочные смеси - какую бы выбрать?
Внимание: рахит!


На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц - период ускорения. За эти четыре недели он обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет, что если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.
Е.Н.БАЙБАРИНА, кандидат медицинских наук


Ни дня без достижений

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же очень существенно, что движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Пока, конечно, это его не утомит.

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивая вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него и вовсе привлекательно.

Во всех новых умениях ребенка с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста - тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость, вы способствуете улучшению его физического состояния, уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.

Молочные смеси - какую бы выбрать?

Если возникла необходимость перевести малыша на смешанное или даже полностью искусственное вскармливание, порадуемся хотя бы тому, что сейчас существуют адаптированные, то есть максимально приближенные к грудному молоку сухие молочные смеси. Их можно поставить в один ряд с крупнейшими технологическими достижениями нашего времени. Ведь они уже уберегли миллионы детей во всем мире от осложнений и неприятностей, связанных с кормлением коровьим молоком.

В магазинах вы можете сейчас увидеть и наш отечественный «Детолакт», и американский «Симилак», и финские смеси «Туттели», «Бона», «Пилтти», и голландский «Нутрилен», швейцарский «Нан». Особо больших различий между этими смесями нет, но воспринимают их все же однозначно: что ни говори, а мамино молоко больше приспособлено к индивидуальным особенностям ребенка чем смесь, приготовленная промышленным способом! Так что выбирать наиболее подходящую придется методом проб и, может быть, ошибок.

Не надо сразу покупать несколько разных смесей, не стоит и до апробирования делать большие запасы. Купите что-то одно и попробуйте. Ваш выбор можно будет считать удачным, если ребенок пьет новую для него еду охотно, не срыгивает больше обычного и у него не появляется никаких отрицательных реакций.

Чаще всего это реакции аллергического типа и возможны они преимущественно у тех детей, у которых уже были проявления диатеза. В таких случаях ухудшается состояние кожи - возрастает ее сухость, ярче и распространенней становится краснота на щечках, на теле проступает точечная розовая сыпь. Все это может появиться и впервые - как сигнал аллергической настроенности организма. Видимо, ребенок не переносит какого-то из компонентов данной смеси и придется осторожно попробовать другую. Еще один вариант: кисломолочные смеси, например, ацидофильная «Малютка», которую можно получать на молочной кухне.

Бывает, хотя и редко, абсолютная непереносимость белков коровьего молока, даже сухого. Для таких детей существуют смеси, приготовленные на соевом молоке, например «Прособи». Но прежде, чем искать ее, посоветуйтесь с врачом.

Иногда после первых кормлений сухой смесью у ребенка учащается стул или, наоборот, появляется запор. Не спешите покупать другую, может быть, дело не в самой смеси, а в том, что вы что-то сделали неправильно. Самая распространенная ошибка - перекармливание. Психологически это понятно: мама исстрадалась, видя, что ребенок недоедает, и ей хочется поскорее накормить его досыта, дать побольше. А надо для начала - поменьше! Новая еда, да еще в избыточном количестве, способна вызвать срыв пищеварения.

В одно кормление ребенок должен съедать сейчас 130-150 граммов, всего за сутки - одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его ни было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если нет - взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет стула - он станет зеленоватым - это естественно.

Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально; смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36-37С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления - на руках у мамы, возле ее теплой груди.

На третьем месяце уже положено ввести в рацион фруктовое пюре, но запомните общее правило: два новых продукта в один день ребенку не дают! Так что если вы начали кормление сухими смесями, с пюре надо немного повременить.

Сейчас в продаже много готовых импортных пюре, есть и бананы, которые очень легко и удобно растереть ложечкой. Но все-таки для начала ничего нет лучше нашей российской антоновки. Яблоко надо помыть, очистить и натереть на стеклянной или пластмассовой терке, а можно и попытаться наскоблить острой ложкой. Тертые сырые яблоки не только источник витаминов и растительных волокон, улучшающих пищеварение, они подходят детям с неустойчивым стулом, а сорта с зеленой кожицей хорошо переносят и малыши, страдающие диатезом. В первый день дайте всего четверть чайной ложечки, назавтра половину, и так, постепенно увеличивая, дойдите к концу месяца до 5-6 ложек. Пюре, как и соки, лучше давать после еды, и лишь часто срыгивающему ребенку - до нее.

Если ваш ребенок на втором месяце еще не получал соков - начинайте постепенно, а недели через две добавьте и пюре.

Внимание: рахит!

Да, будьте настороже - именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке и особенно - засыпая. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах - в ней увеличилось количество аммиака.

Причина рахита - дефицит витамина Д. С пищей его пока поступает мало, а потребность в нем при интенсивном росте очень велика: ведь этот витамин участвует в образовании костной системы и минерализации костей. Правда, природа предусмотрительно снабдила организм собственной лабораторией по выработке витамина D - он образуется в коже под воздействием ультрафиолетового солнечного облучения.

Но наши экологические беды сказались и здесь: сквозь пелену промышленных выбросов, которая висит сейчас над городами, лучи, обладающие противорахитическим действием, пробиваются с трудом. Много ли их достанется городскому ребенку, да еще родившемуся осенью или зимой, когда на прогулке открытым остается только лицо?

Рахит развивается быстро, и уже через пару недель после появления первых признаков переходит в стадию, которую называют стадией разгара, или цветущим рахитом. В это время врач уже может прощупать размягчения по краям родничков и черепных швов, утолщения на ребрах («рахитические четки»), обнаруживает и другие нарушения костной системы.

Приходилось ли вам встречать ребенка с ножками «колесом», искривленными в виде буквы «О»? Это - результат нелеченного рахита. Рахитичному ребенку часто свойственны еще и анемия, и пониженная общая сопротивляемость организма, и склонность к инфекциям. Ничего этого вы, конечно, не допустите! Тем более, что лечение рахита относительно несложно и вполне доступно - только бы не опоздать!

Заметив первые признаки рахита, сразу же обратитесь к своему участковому педиатру. Возможно, он уже раньше назначал вам профилактические дозы витамина D, но коль скоро они не сработали, то теперь, видимо, придется их увеличить. Важное предупреждение, касающееся детей, получающих молочные смеси: большинство смесей обогащены витамином D, и это надо будет учесть, так как передозировка витамина D опасна.

Витамин D дают ребенку в ложечке грудного молока или смеси. Нельзя капать в ложечку прямо через край бутылочки, обязательно воспользуйтесь пипеткой, причем держите ее строго вертикально - при наклонном положении образуется слишком большая капля, которая может содержать и лишние единицы витамина D.

Два-три раза в неделю купание полезно заменять солевой лечебной ванной - ее делают из расчета 100 г поваренной (или морской) соли на ведро воды (однопроцентный солевой раствор). Температура воды, как обычно, 37С, длительность 8-10 минут. Ополоснуть ребенка надо уже несоленой водой.

При рахите ослабевает мышечная система, так что массаж и гимнастика становятся особенно необходимыми. И, конечно, с ребенком надо побольше гулять. В утренние часы на 5-10 минут (не больше, чтобы не вызвать солнечного ожога кожи) выставляйте коляску под мартовское солнышко. Может быть, в ваших местах с экологией все не так уж плохо и хоть сколько-нибудь ультрафиолетовых лучей ребенок получит! А если же и нет, малышу на солнышке все равно приятно...

Домашний персонал: