Ребенку 9 месяцев


Календарь развития ребенка по месяцам

Девятый месяц жизни ребенка.
Ребенку 9 месяцев.
Что умеет ребенок в 9 месяцев?
Здоровье ребенка в 9 месяцев.
Кормление ребенка в 9 месяцев. Питание ребенка в 9 месяцев.
Питание ребенка на 9 месяце жизни.
Девятимесячный ребенок. Малышу 9 месяцев.

МЕСЯЦ ДЕВЯТЫЙ

Тест с пуговицей.
В правой ложка, в левой хлеб!
Рыба? Мясо? Бульон?
Прогулки вообще и прогулка сегодня


Первый год жизни приятно делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок сидит самостоятельно, то при прочих благополучных показателях это еще допустимо относить за счет индивидуальных особенностей, или каких-то случайных обстоятельств, например перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.
Е.Н. БАЙБАРИНА, кандидат медицинских наук


Тест с пуговицей.

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольной и собой и всем миром. И вдруг - горько заплакал . Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалось вся ладонь, которой он действовал, как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вдруг в один прекрасный день он осторожно взял кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж пройден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца: малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест : «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать то в одну, то в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать и снова бросать.

Работа рук - это пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослыми различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании чужой речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться. Трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи: они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем настроении, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.
- Попей водички ( или сока), - говорите вы ему, протягивая чашку. Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.
- Дай мне лялю, - просите вы.

И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три: ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием координации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленках у мамы, а сидя на высоком детском стульчике за столом. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую - кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! первое, что сделает ребенок, - начнет стучать ложкой по столу, попробует он и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набирать еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эту премудрость. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихонечку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Раннее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон?

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса дать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержится все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течении 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше и не давайте ему рыбу, потому что она скорее всего вызовет у него аллергическую реакцию. А чего ему категорически нельзя, так это рыбного бульона. Как, впрочем и мясного, и куриного.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходиться потеснить из рациона, во всяком случае детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона. Но саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же , как раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8-1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере и в отношении к еде, и в физическом развитии. масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5, и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен быть на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами да и практикой жизни установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развитии, расстройств сна, аппетита. У них и щеки бледные , и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А.А. Кисель, сформулировавший девиз «День без прогулки - потерянный день!» и даже «Комната - тюрьма для ребенка!»

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? А где он - вот вопрос?..

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем глотком обыкновенного чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку сказочно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «Ни дня без прогулки!» написано именно для вас!

Но если вы - жители большого города с загрязненными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходиться обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки учтите, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее прохаживания вдоль загрязненной автомагистрали. А если первый этаж, да еще окна на улицу спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день ( а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подальше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой коляске, потому что концентрация вредных примесей да и просто пыли велика именно внизу и здесь ребенок дышит гораздо более затрудненным воздухом, чем его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды (см месяц 8), это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

В нашем арсенале еще наверняка есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. только будьте настороже! Он ведь теперь садиться сам, по собственной инициативе, разглядывает все вокруг, может заинтересоваться чем-нибудь, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев - не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите ( если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в негоокружающий мир!

Домашний персонал: