УЧЕБА В ШКОЛЕ



Очень способный ребенок. Оценки

В классе, где все работают по одной и той же программе, могут оказаться дети, для которых задания окажутся легкими. Единственный выход из создавшегося положения — перевод ребенка в другой класс. Это может оказаться хорошим решением, если ребенка примет коллектив. В противном случае он будет изолирован и одинок. Если это произойдет, то лучше оставить ребенка в своем классе, но просить учителя сделать для него усложненную программу. Можно поручить поработать в библиотеке и сделать доклад. Если ученик будет работать не для отметок, то уважение ребят к нему будет расти.

Что же нужно сделать, чтобы ребенок ходил в школу не за оценками? Главное — не следует делать трагедии из “двойки”, не надо и слишком радоваться “пятеркам”. Ваш ребенок ходит в школу не за оценками, а за знаниями. Это и есть цель обучения. Отметки же — не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать.


Когда родители увлекаются оценками чрезмерно, у детей появляется “отметочная психология”, девизом которой становится лозунг: “Пятерка” — любым способом, любой ценой!”. Дети начинают выпрашивать оценки, списывают, зубрят, подгоняют ответ и т. д. и очень огорчаются, когда получают “двойки” и “тройки”.

“Два” и “три” — явления, знакомые практически всем родителям. Как же себя вести в подобной ситуации? Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Тогда надо спросить доброжелательно: “Ты будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?”. Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны.


Может быть, ребенок плохо усвоил материал? Тогда стоит дополнительно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Часто родители оказываются плохими педагогами, так как близко принимают к сердцу как успехи, так и непонимание ребенком материала. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Поэтому прекратите сразу свои занятия, если они не приносят успеха. Попросите учителя дополнительно позаниматься с ребенком, но сами никогда не идите по “легкому” пути (выполнение за ребенка домашнего задания).

Если же “двойки” и “единицы” поставлены за неряшливость и “грязь” в тетради, родителям достаточно выразить свое огорчение и выразить надежду, что ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не следует, так как даже если дети и не подают вида, они расстроены. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!

Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка следует ободрить, а за плохие оценки не ругать.

Если же учитель не понял ответ ученика, то лучше всего сказать ребенку, что вы поговорите с преподавателем и узнаете, почему так случилось. В дальнейшем не стоит вспоминать об этом случае. Учитель не должен обсуждаться, так как ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Психологи утверждают, что именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждение к школе.

Плохая успеваемость из-за беспокойства


Ребенку хорошо учиться могут помешать семейные неприятности и различные беспокойства.

Он может страдать от ревности к младшему члену семьи и поэтому отвлекаться от занятий. Он может быть расстроен болезнью близких людей или угрозой родителей уехать. Он может бояться хулигана или собаки, учительницы, отвечать урок перед всем классом. Все это парализует способность соображать не только у 6-летнего ученика, но и у 13-летнего подростка.


Ребенок, которого дома постоянно ругают и наказывают, может дойти до крайней степени беспокойства и вследствие этого ничего не удерживать в памяти. Также он может стать ленивым.

Он будет бояться что-либо сделать, так как уверен, что потерпит неудачу. Или станет излишне суетлив, что тоже мешает обучению.

Какова бы ни была причина неуспеваемости, нужно объединить усилия и помочь ребенку раскрыть его хорошие качества, постепенно втягивая его в коллектив. Для этого необходимо наладить контакт с ребенком, поговорить с ним о том, что его беспокоит. Позже помочь справляться с домашним заданием, хвалить даже за малейшие успехи, уверить ребенка в том, что вы всегда будете его любить и в разумных пределах помогать ему.

Домашнее задание и его выполнение


Родители, предоставляющие детям сразу полную самостоятельность в выполнении домашнего задания, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают детей. В первом случае дети могут обидеться на равнодушие близких, во втором формируется безответственность, уверенность в том, что уроки всегда будут сделаны.

Правильнее будет наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, уточнение распорядка дня, определение последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка домашнюю работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же никогда не приносят успеха. Если ребенок будет переписывать работу по десять раз, его желание учиться пропадет, и в следующий раз он будет хитрить, стараться делать задания тогда, когда родители заняты.

Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное — продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

Конкретная же помощь ребенку в выполнении домашнего задания заключается в следующем.

Проверьте, хорошо ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться слева или спереди, чтобы тень не падала на тетрадь. На столе не должно быть лишних предметов.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий, но еще не перевозбудиться от игр с друзьями.

Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Это неправильно. Для 7—8-летнего школьника время работы не должно превышать 15-30 минут, к 13 годам — 30-40 минут. После этого времени стоит сделать 5-10-минутный перерыв. Лучше, если ребенок займется физическими упражнениями.

Не переутомляйте ребенка долгим сидением за домашним заданием. Он уже отсидел в школе 4-6 уроков по 40-45 минут, его работоспособность снизилась, поэтому дома он должен больше отдыхать.

Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься.

Полезно, когда ребенок спит после обеда — в этом случае пусть он садится за уроки попозже. Дети, которые занимаются во вторую смену, должны делать домашнее задание утром.

Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий. Не переделывайте классную работу, можно просто исправить ошибки. Переписывание уже сделанного для ребенка — скучнейшее дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.


С шестилетними школьниками нет необходимости выполнять домашнее задание, так как на дом им ничего не задают. Это вызвано повышенной утомляемостью детей этого возраста: легко наступает нервное переутомление. Дома с такими детьми нужно играть, рисовать, лепить, конструировать.

От родителей школьников требуется приучить дочь или сына вовремя садиться за уроки, а также напоминать, что пора сделать перерыв.

Следите, чтобы ребенок не отвлекался, не начинал вдруг рисовать на подвернувшейся бумажке. Ребенок должен привыкнуть не отвлекаться. Вернуть внимание можно жестом, кивком головы, напоминанием: “Пиши, пиши”. Нотация, раздражение не помогут, а только отвлекут от работы.

Если ребенок не понял задачи, которую объясняли в школе, повторите объяснение дома. Но ни в коем случае не производите за него вычисления, не решайте домашнее задание.

Если вы нашли ошибки, весело скажите, что работу он сделал хорошо, вот только допустил две ошибки. Пусть найдет их сам. Даже маленькие дети умеют делать проверку, но не пользуются этим умением. Так что о самопроверке вам придется напоминать постоянно. Никогда не ругайте ребенка за “грязь”. Самоисправления — первая форма самоконтроля. Поощрите такую работу. Постепенно степень контроля должна снижаться. Контролируйте только тогда, когда ребенок садится за уроки. Потом подойдите к нему несколько раз, постойте минуту-другую, отойдите. Когда ребенок научится все делать самостоятельно, вам он будет показывать только результат.

Левша


Владение левой рукой — обычно врожденное качество, поэтому совершенно неправильно заставлять ребенка делать все правой рукой. Надо терпеливо вкладывать время от времени в правую руку ребенка ручку, карандаш, ложку, кисточку. Постепенно он сможет овладеть обеими руками. Можно констатировать: “мелкие” движения (письмо, рисование) для левши легче перенести на правую руку, чем “размашистые” (забивание гвоздя). Ярко выраженные левши пишут всю жизнь левой рукой не хуже, чем те, кто делает это правой. Левши обычно умеют пользоваться обеими руками.

Ложь


Почему дети говорят неправду? Первая, основная причина лжи — недоверие к взрослым. Ребенок обманывает, потому что боится, что мы его накажем. Никакое, даже самое безболезненное физическое наказание не является положительным моментом в воспитании. Это развивает у детей чувство униженности, неравенства, зависимости. И ребенок начинает обманывать.

Не будем учить ребенка такой лжи, вспомним, что и мы в детстве были любопытными, подвижными, неаккуратными. Постараемся понять маленького человека.

Вторая причина детской лжи — желание самоутвердиться. Мы позволяем себе смеяться над слабым ребенком, над его страхами. Иронизируем (“Какой же ты трусишка! Кого же ты боишься? Чудовищ?”), тем самым унижаем достоинство ребенка, и он теряет уверенность в себе.

Не будем же сравнивать его с соседским мальчиком, который не боится темноты. Забудем про иронию, поможем преодолеть страхи. Будем хвалить маленького героя за то, что он умеет делать, будем хвалить даже за старание. Пусть обретет веру в себя!

Третья причина детской лжи — неловкое старание ребенка выставить своих близких, родителей, друзей в более ярком и достойном виде. Задумаемся над этой ложью. Может, это перевернутый вариант наших недостатков? В этом случае исправлять надо себя.

Четвертая причина детской лжи — фантазирование. У ребенка живой ум, и необходимо развивать эту способность чтением книг, посещением театра и т. д.

Домашний персонал: