ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Психологическая готовность
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко
не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность.
Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку
во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.
Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.
3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичка-ние” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование
(Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если
это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто
для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке
“Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений
они приходят к правильному решению.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной,
так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении.
Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов
(мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия
устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает
в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте
задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы,
которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда
он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и
ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов.
Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка
только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях
знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать
из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как
ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места
в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать
его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне,
учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
Игра как подготовка к школе
Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”,
“дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу
несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения,
разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения,
обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.
И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно.
Развивается воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы...”.
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть
почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование.
В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях.
Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть”
их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя,
строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование
из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество
вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить
интересный сюжет или конструкцию.
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить
его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это
естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему.
Не гасите интерес!