Один дома
Перейти в раздел "Воспитание ребенка"
Перейти на фрум "Воспитание ребенка"
С какого возраста можно оставлять малыша одного? Как подготовить кроху к первому в его жизни одиночеству? Ответы на эти и подобные вопросы зависят прежде всего от ваших установок, а также эмоциональной восприимчивости малыша, особенностей его нервной системы, уровня интеллектуального развития и уже имеющегося жизненного опыта.
Каково мнение специалистов по этому поводу?
Оно, как всегда, неоднозначно. Я бы даже сказала - полярно. Многие современные психологи не советуют оставлять детей одних до четырех-пяти лет, т.е. до такого возраста, когда ребенку можно уже объяснить: “Пока ты будешь смотреть мультик, я быстро схожу по делам”; “Ты пока поиграй сам, а я схожу в магазин и быстро вернусь”...
При этом они рекомендуют: уговаривая малыша остаться без вас, не надо ничего ему обещать - ни игрушек, ни сладостей. Он должен четко понимать, что вы собираетесь в магазин не за подарком для него, а за необходимыми для дома вещами. Иначе ребенок привыкнет и начнет каждый раз встречать вас вопросом: “А что ты мне принесла?” Награду за хорошее поведение вы, конечно, можете ему пообещать, но пусть это будет что-нибудь нематериальное - то, что ваш малыш особенно любит. Например, налепить ему пельменей, спечь пирожки, сходить внепланово на прогулку, дать поиграть с папиными инструментами и т.п.
Непонятно только, с чего это вдруг ребенок, который всегда был при маме (или при ком-нибудь еще), согласится остаться один? Только потому, что в один прекрасный день родители вдруг скажут ему; “Ну вот, ты уже большой, тебе уже исполнилось пять лет!” С какой такой радости он вдруг должен четко понять, что играть или смотреть мультик можно и в гордом одиночестве? Вы бы прыгнули в речку, не умея плавать, только лишь на том основании, что вы уже большая? (Я тоже так думаю - ни в коем случае!). А если бы вас предварительно научили плавать?.. В том то и дело, что всему в жизни нужно учить!
Поэтому другая часть психологов считает, что начинать приучать ребенка к одиночеству необходимо с шестимесячного возраста. Именно в этот период жизни ребенок уже в состоянии занять себя сам, если, конечно, родители дадут ему такую возможность.
Оставляя ребенка одного в комнате и занимаясь тем временем делами (например, на кухне), вы тем самым будете учить ребенка развлекать себя самого. Только так вы сможете развивать его самостоятельность и творческие способности (при создании собственных игр). Не беда, если поначалу он немного похнычет в ответ на ваши слова: “Ты немного поиграй сам, а я пока займусь делами на кухне”. Скоро вы сами увидите, что с каждым днем количество времени, которое он сможет проводить без вас (занимая себя самостоятельно), будет увеличиваться.
Только так вы сможете подготовить ребенка к тому, чтобы оставить его совсем одного. Когда вы будете уверены, что в ваше отсутствие (по крайней мере, когда вы находитесь не на глазах у ребенка) он более-менее спокоен и умеет сам себя занять, тогда вы можете попробовать провести с ним эксперимент - что-то вроде операции “Мама ушла”. Непременными условиями для начала эксперимента выступают отличное состояние здоровья и хорошее настроение вашего малыша.
Сводите ребенка в туалет, затем оденьте его так, чтобы колготки не сползали, а тапочки не сваливались с ног, разложите вокруг него его любимые книжки, игрушки, вещи, с которыми он с удовольствием играет. После этого скажите: “Я приду через пять минут!” -и покиньте квартиру Дальше засекайте время и слушайте, стоя под дверью, сколько он пробудет один, не вспомнив о вас? Если все пять минут - прекрасно, продолжайте так играть ежедневно, постепенно доводя время вашего отсутствия до 20 - 40 минут (ровно столько, сколько вам необходимо для экстренных выходов). Только так вы сможете оставить ваше сокровище со спокойной душой на некоторое время.
Но если вы услышали, что ребенок зарыдал почти сразу, как только за вами захлопнулась дверь, - вернитесь не через пять минут (но и не немедленно!), а через минуту. Вернувшись, непременно приласкайте ребенка и даже похвалите. Скажите что-нибудь типа: “Видишь, как быстро я вернулась. А ты молодчинка, помог маме и даже поплакал совсем чуть-чуть, а в следующий раз и вовсе плакать не будешь, а встретишь меня радостной улыбкой. Вот такой — давай улыбнемся!” Дайте ребенку почувствовать, что вы всегда вернетесь вовремя.
И несмотря на неудачу, продолжайте ваши ежедневные учебные отлучки, постепенно увеличивая время вашего отсутствия до тех пор, пока не достигнете успеха (а значит - полного спокойствия как своего собственного, так и малыша).
Если ребенок никогда не оставался один, а уйти все-таки надо?
Все, о чем мы сейчас будем говорить, относится только к экстренным ситуациям: когда уйти просто необходимо, ребенка с собой взять нельзя и к одиночеству он не приучен.
В таких случаях мамы обычно уповают на крепкий сон малыша. Разумеется, нельзя предвидеть все случайности, которые могут разбудить малыша во время вашего отсутствия. Поэтому подумайте, что он будет делать, проснувшись без вас. На всякий случай уберите подальше, закройте на кухне и в соседней комнате те предметы, которыми он может причинить себе вред, В его кроватку положите любимые игрушки, а рядом на тумбочку поставьте бутылочку или чашку с соком или какие-нибудь его любимые лакомства. Когда кроха проснется, то начнет разбираться со всеми этими богатствами. И возможно, это сможет занять его до вашего возвращения.
И все же, перед тем, как оставить ребенка одного, лучше хотя бы пару раз прорепетировать ваше отсутствие. Вам ведь необходимо точно знать, чем занимается ваш малыш в одиночестве, как он поведет себя, заметив ваше отсутствие. Если, например, он начинает ходить по квартире, то тарелка с печеньем или яблоками на его столике на некоторое время может его отвлечь...
Однако если вы не уверены в поведении своего малыша, пока вас не будет дома, то лучше и не рисковать. Все предложенные выше “рецепты” не годятся ни для подвижного озорника, ни для чувствительных и легкоранимых детей. Хотя, конечно, только вам решать: оставлять ребенка одного или нет.
Почему ребенок не остается один?
Частично мы уже ответили на этот вопрос. Потому что родители просто не дали ему возможности научиться занимать самого себя.
Действительно, проведя скриниг-опрос среди мам (как совсем юных, так и зрелых), а также среди бабушек, мы узнали, что те из них, которые рассчитывали только на свои силы, а поэтому практически не имели возможности уделять ребенку все свое время, не имели и проблем, связанных с одиночеством ребенка.
Опрос также показал, что наиболее благоприятным периодом для приучения ребенка к короткой разлуке с мамой (когда он при этом остается один) является период от шести до девяти месяцев.
Это же утверждают и специалисты. Если в данный период родители продолжают проявлять повышенную заботу к ребенку, уделять ему слишком большое внимание (гораздо большее, чем это для него нужно), то они подавляют у него развитие собственных интересов. Постоянно обращаясь к ребенку, пытаясь его чем-то занять, не отпуская его с рук и не покидая его ни на минуту, родители тем самым утверждают его в ошибочной личностной позиции; “Я центр вселенной!” Не мудрено, что при такой позиции он всегда скучает и капризничает, как только остается один. Он плачет и требует, чтобы на него обратили внимание. И если родители идут на поводу этих требований, то очень скоро превращаются в его добровольных рабов. Чем больше родители подчиняются приказам ребенка, тем требовательней он становится (человек в любом возрасте, даже младенческом, склонен подчинять себе слишком покорных людей). В этом, возможно, не было бы ничего плохого, если бы ребенок осознавал, что разумно, а что нет. Но в том-то и дело, что малыш еще не понимает, что для него хорошо, а что плохо.
Поэтому молодым родителям необходимо осознать, что неразумная требовательность ребенка грозит ему чрезмерной зависимостью от взрослых. А это, в конце концов, усложнит отношения малыша с окружающими людьми и принесет вред ему самому. Поэтому пока не поздно, принимайте меры для перевоспитания своего избалованного любимца.