Застенчивый ребенок
Перейти в раздел "Воспитание ребенка"
Перейти на фрум "Воспитание ребенка"
Застенчивость гораздо более распространенная черта, чем могли бы подумать многие. Просто эту черту стараются обычно не показывать.
У детей определенный возрастной период связан с развитием застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, она не является устойчивой чертой характера и со временем исчезает. Но мы поговорим о той застенчивости, которая уже не является свойством возраста, а которая сформировалась у ребенка под влиянием различных факторов.
Важно отличить застенчивого ребенка от ребенка, который просто любит уединение и вполне самодостаточен, его не тяготит одиночество, он не будет скучать, если остался один дома, а займется чем-нибудь интересным, ничуть не страдая. Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки, которые принимают все близко к сердцу, у них повышенное чувство долга, им трудно обманывать и хитрить, а также трудно быстро подстраиваться под ситуацию.
Что же представляют собой застенчивые дети?
Они очень робкие, остро ощущают свои недостатки, особенно мнимые, кажущиеся, а свои положительные качества наоборот не замечают и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них теряется естественность поведения, появляется скованность, меняется интонация голоса, мимика.
Среди других ребят застенчивые дети часто избегают контакта, потому что считают себя хуже других. Они часто колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями, проявлением неудовлетворенности вследствие "выключенности" из общественной жизни.
Как помочь застенчивому ребенку?
Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение. Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым.
Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно. Если Вы будете каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает Ваши ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны.
Не надо постоянно читать мораль о том, что должен делать "порядочный человек" или "хороший мальчик", или "послушная девочка" и стыдить по любому поводу. Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе.
Постарайтесь чаще подавать пример уверенного, контактного поведения. Не замыкайтесь в себе, сами стремитесь к контактам с окружающими. Не создавайте проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизируйте ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света.
Часто подростковые проблемы тянутся еще из дошкольного или младшего школьного возраста. Здесь ребенок может не суметь справиться сам с этой проблемой. Здесь также важен пример уверенного незастенчивого поведения. Дети усваивают лучше, если сами видят, как надо поступать. Если Вы сами не можете послужить примером, то предложите ребенку самому выбрать для этих целей какого-нибудь человека. Это может быть как член семьи (брат, дядя, бабушка), так и сверстник, на которого Ваш ребенок мог бы равняться.
Предложите ему игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет Вам, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратите внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос - громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросите ребенка понаблюдать за выбранным человеком.
Теперь попросите его описать себя в той же ситуации - есть разница? Объясните Вашему ребенку, что можно общаться, не разговаривая - одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Попробуйте по очереди показать друг другу Ваше состояние.
А теперь пусть Ваш ребенок попробует найти такое поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими.
Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например, так:
1. улыбнуться
2. сказать "Привет"
3. спросить, можно ли поиграть вместе с ними и т.д.
Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми, не сообразить, что можно ответить, поэтому поощряйте своего ребенка.
Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ваш ребенок считает себя глупым? Спросите, что он подразумевает под словом "глупый"? разве неумение во время дать остроумный ответ - это глупость? Нет! Помогите ребенку найти побольше положительных качеств, и увидите, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!
Можно теперь договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя - улыбки. Улыбнулся за неделю четверым - получай приз. Следующая неделя - улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю - получай другой приз.
Уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро Ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим или проситься в игру.
Ваш ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку? А так ли это страшно на самом деле? Бывают вещи и похуже. Призовите на помощь Ваше чувство юмора и придумайте вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение...
Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.
Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!