Воровство в дошкольном возрасте

Перейти в раздел "Воспитание ребенка"
Перейти на фрум "Воспитание ребенка"

Нашей дочери 5 лет. В семье ее окружает любовь и забота. Красивые вещи, яркие игрушки, красочные книги. Казалось бы, есть все и самое лучшее! Именно поэтому нас поражают случаи, когда она тащит в дом чужие игрушки (совершенно ничем не примечательные), которые берет из шкафчиков детей без их разрешения. В первый же раз (когда она притащила тряпичную куклу) я объяснила дочке, что она поступила как воровка и что за “это” взрослых людей сажают в тюрьму. Но такие случаи повторяются. Что делать?

Маргарита.

Несомненно, что большинству родителей далеко не безразлично, каким человеком вырастет их ребенок. В любом цивилизованном обществе порядочность и честность среди прочих достоинств личности занимают далеко не последнее место. Поэтому понятны волнения и переживания родителей.

Маргарита безусловно права. Оставлять без внимания появление чужих вещей, даже игрушек, нельзя ни в коем случае. Но не меньшую опасность для ребенка представляет приклеивание всякого рода ярлыков типа: “бандит”, “вор” и т. д. Помните известное изречение: “Если человеку каждый день говорить, что он свинья, то вскоре он захрюкает”. Однако стоит разобраться. Если “тащит” — значит, вашему ребенку это зачем-то нужно. Помните, как в детективных романах всегда находится какой-нибудь умный сыщик, который глубокомысленно утверждает: “Ищите того, у кого есть мотив — и вы найдете преступника”?! В нашей ситуации аналогично. Очень важно понять мотив того или иного поступка ребенка. Итак, ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ он так делает? Мы, взрослые, можем только предполагать.

Возможно, в этом ярком, дорогом, красочном мире игрушек вашему ребенку “холодно” и просто не хватает внимания и тепла любимых, но таких “далеких” и вечно занятых родителей. Логика ребенка проста: “Когда я веду себя плохо, меня ругают. Но это лучше, чем когда меня не замечают”. Вы удивлены? Но практические психологи знают множество таких примеров, когда дети намеренно совершают “дурные” поступки с целью привлечения к себе внимания. Я не сомневаюсь, что сейчас читатели вспомнят ряд душещипательных фильмов, где маленькие, а чаще уже взрослые дети, бросают упрек своим родителям: “Ты говоришь, что всегда любила меня и ни в чем не отказывала? Да ты просто откупалась от меня дорогими вещами в то время, когда мне от тебя нужен был только ласковый взгляд, тепло прикосновений и знание того, что я не мешаю тебе жить…”

Итак, может быть, ваш ребенок таким искаженным способом хочет привлечь ваше внимание?

Возможно, ваш ребенок по каким-то причинам чувствует себя не вправе ломать дорогие игрушки с целью узнать, что там внутри и как все устроено? Но зато с удовольствием делает это с игрушками, с его точки зрения, не достойными того, чтобы существовать в дальнейшем.

Это, конечно, малоутешительное оправдание. Но чувствуете, что при этом меняется? Мотив-то совсем другой! — Познавательный! Малыш просто не может самостоятельно найти правильный объект для удовлетворения своего научного поиска. Так помогите ему в этом!

Возможно, таким образом ваш ребенок решил “наказать” своего обидчика. Какие игрушки дети приносят с собой в детский сад? — Любимые... А что вы испытываете, если вас лишают того, что вы любите? — Обиду, сожаление, разочарование и т. д. Улавливаете? Опять мы наблюдаем смену мотива. И если это так, то вам необходимо просто обучать ребенка приемлемым способам детских “разборок”.

И, наконец, все то, что мы, взрослые, предполагаем, может оказаться очень далеким от того, что на самом деле думает ваш ребенок. Казалось, самый легкий способ — выяснить, просто спросить: “Зачем ты это сделал?” Но много ли взрослых способны ответить на этот вопрос относительно собственных поступков? Так, может, стоит согласиться с известным педагогом в том, что это — самый глупый вопрос, какой только может задать родитель своему дитяти? И, вероятно, для многих родителей умение слушать своего ребенка и задавать ему вопросы — просто необходимый инструмент родительского мастерства.

Домашний персонал: