Как научить ребенка читать?
Автор: Алла ЧЕРЕДНИЧЕНКО
По мнению ученых, малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий
с 2 - 3 месяцев до 5 - 6 лет! А в школу ребенок идет как раз в возрасте, когда восприятие
нового практически сходит на нет. И бедные первоклассники "мучают" ненавистный алфавит, а
мамы гоняются за детьми с книжкой и ремнем, заставляя их читать. При этом в последнее
время очень много пишут о читающих двухлетних малышах. Сначала я довольно скептически относилась
к подобным материалам. И чтобы расставить все точки на "i", решила провести эксперимент на
собственном ребенке.
К моему удивлению и радости, эксперимент удался. Данила в 1 год и 9 месяцев знает все буквы
и умеет узнавать и даже составлять простые слова (из кубиков, карточек). Что будет дальше,
неизвестно, но пока Даня обожает книжки. Может часами слушать чтение вслух, да и сам не прочь
полистать какие-нибудь сказки, энциклопедии и, конечно же, автомобильные журналы. И вот как у
меня это получилось. "Приставать" к малышу с буквами и книжками я стала чуть ли не с самого
его рождения. Хотя считаю, что лучше всего начинать с 3-месячного возраста. Если вы решили
повторить мой опыт, то начните с того, что наклейте картинки с буквами на внутреннюю часть
спинки детской кроватки, так, чтобы растущий лингвист не смог его оторвать. Малыш будет пытаться
сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Когда
вашему чаду исполнится 6 месяцев, сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером
приблизительно 10x12 сантиметров и напишите на них печатные буквы. Лучше всего, если вы
раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный. О-в желтый, У - в смесь синего
и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого, Я - в красный, Ю - в смесь
синего и красного, Е и Е - в зеленый, И - в синий, Р - в красный, Б - в белый, В, Г - в синий,
Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, 3 - в зеленый, К - в красный, П, X, Ш, Щ - в черно-белый,
С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий. Цвета эти не
произвольны!
По данным экспериментов психолингвистов, именно эти цвета ассоциативно связаны с этими
"звукобуквами" русского языка. Но можно рисовать и просто черные буквы. Можно также использовать
набор карточек "алфавит в картинках", где каждая буква иллюстрируется картинкой, образом.
Помните: связь абстрактной буквы с конкретным предметом обязательна! Показывайте эти карточки
и четко произносите буквы малышу каждый день по несколько минут. Согласитесь, это совсем не трудно.
Кроме этого, карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого
начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Каждый день подносите (подводите) ребенка к
буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и т.п. Читайте звук, а не название буквы!
С 9 - 10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при
этом звук. Если будет возможность, приобретите материальный вариант данных букв (из пластмассы,
резины, дерева) - сейчас продается множество вариантов, давайте играть ребенку, пробовать
"на зуб" и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже
есть печенье "Азбука" в виде букв. Таким образом мы используем и зрительные, и слуховые,
и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цепи - усвоения букв. Периодически
спрашивайте ребенка: "Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. Сначала
ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи,
будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные - самые
открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв
и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и
устойчивый интерес к обучению.
И, конечно же, как можно больше читайте вслух. Мы с Данилой в день прочитываем до 20
книжек-малышек. Главное, чтобы книжка была понятной, с картинками и... тоненькой. Большие,
дорогие книги очень непрактичны. Во-первых, они тяжелые, во-вторых, их нельзя рвать (а без
этого не обойдется), и в третьих, тоненьких книжек можно иметь много, а когда есть выбор
- это очень интересно. Ну а раз интересно - значит, учиться читать не так уж и трудно даже
самым маленьким.
Источник: Вечерний Ставрополь (Ставрополь) от 24.05.2002