Счастливые и несчастливые семьи

Ребенок может вырасти благополучным, уверенным в себе человеком, способным строить конструктивные отношения с окружающими, только в здоровой гармоничной семье. Помните высказывание бородатого классика о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные семьи несчастливы по-разному?

Психологи тоже задумывались, насколько же по-разному несчастливы семьи, и пришли к такой классификации дисгармоничных (несчастливых) семей:

1. Нет партнерства между родителями, один из них всегда главный, другой - только подчиняется.

2. Нет эмоциональной привязанности между членами семьи, каждый живет сам по себе, члены семьи не солидарны в решении жизненных проблем.

3. Распадающаяся семья - очень конфликтная, с постоянными разговорами о разводе.

4. Семья тирана - один член семьи в очень жесткой форме указывает другим, что они должны и не должны делать; все усилия остальных членов семьи направлены на то, чтобы ему угодить, не прогневить, в семье нет двусторонней эмоциональной теплоты, каждый стремится защитить свой внутренний мир от вторжения тирана.

5. Семьи, где один из членов страдает от алкогольной или наркотической зависимости. Члены таких семей ощущают дискомфорт: им не хочется возвращаться домой, в семье неуютно, все время нужно скрывать свои мысли и чувства, в доме царит обоюдное раздражение и неудовольствие.

Как правило, в таких семьях взрослые решают свои эмоциональные проблемы за счет ребенка. Он недополучает прежде всего душевного тепла, которое так необходимо детям для нормального развития, чувствует себя отвергнутым, обузой для родителей, у которых и без того полно хлопот. Что бы ни случалось в семье, дети всегда чувствуют ответственность за происходящее (винят себя в том, что происходит), и для того чтобы как-то избавиться от чувства вины, ребенок пытается взять на себя эмоциональные проблемы родителей. Получается чудовищная ситуация: ребенок, не получающий необходимого ему внимания и тепла, еще и берет на себя заботу о своих родителях. Неудивительно, что такие дети очень быстро становятся невротиками, страдают от различных задержек развития, не умеют строить отношения со сверстниками: или проявляют чрезмерную агрессивность, или, наоборот, не умеют за себя постоять; в школе, как правило, учатся гораздо хуже своих возможностей.

Кроме того, ребенок, вырастая в этой тревожной, давящей семейной атмосфере (он ведь ничего другого в жизни не видел! ), повзрослев, воспроизводит те же отношения в своей семье - или в роли агрессора, или в роли жертвы.

Хотелось бы напомнить, что одна из главных функций семьи - оказание необходимой эмоциональной поддержки всем ее членам. Значит, в дисгармоничной семье взрослые должны пересмотреть свои взаимоотношения, чтобы сделать их более здоровыми. Для этого есть много возможностей, но часто достаточным оказывается искреннее желание супругов качественно изменить свои отношения, обсудить все возможные варианты совместного будущего и остановиться на тех, которые устроили бы обоих.

Не спешите разводиться, ведь если вы не решите своих проблем с этим партнером, вам придется решать те же самые задачи с другим. Но если вы не разводитесь, то не медлите с разрешением вашей жизненной ситуации: чем раньше вы начнете с ней работать, тем больше у вас шансов на успех. Не забывайте, что в семье растет ребенок и он имеет право на счастливое детство.

Но сохранять неудачный брак в неизменном виде из-за детей, как это делают многие, не стоит.

Развод действует на ребенка так же, как ссоры родителей и атмосфера напряженности в семье, - очень отрицательно. Но чем дольше длится семейное неблагополучие, тем сильнее его отрицательное влияние на ребенка, причем мальчики страдают больше, чем девочки. Исследования показали, что агрессивность мальчиков, находящихся в семьях с частыми конфликтами, выше, чем у их сверстников из распавшихся семей, у которых к концу второго года после развода родителей поведение приходит в норму.

Если удается создать созидающую оптимистичную атмосферу в новом неполном варианте семьи, то можно считать, что развод удался и он обязательно откроет новые горизонты счастливой жизни как для родителя, так и для ребенка.

ИРИНА БАЙКОВА

Источник: Россiя (Москва). 2001 год.

Домашний персонал: