Как заставить женщину рожать?

Автор: --
Мы вымираем, словно туземное племя.
Ежегодно население страны сокращается почти на один миллион человек. У нас самая высокая смертность и самая низкая рождаемость в Европе. Если эта негативная тенденция сохранится, то к концу XXI века мы можем исчезнуть с лица Земли, словно какое-нибудь древнее племя. Наверное, ни одного вменяемого человека такая перспектива не может устроить. Наш корреспондент Виктор Башкин встретился с известным ученым, академиком Российской академии образования, сотрудником Института социологии РАН Игорем БЕСТУЖЕВЫМ-ЛАДОЙ.

- Игорь Васильевич, где все-таки следует искать глубинные корни демографической катастрофы, обрушившейся на нашу страну?

- В семье. Но чтобы лучше понять суть происходящего, следует прежде всего обратиться к отечественной истории. До революции большая часть населения России проживала в сельской местности (более 80 процентов), сегодня же ситуация коренным образом изменилась. В 60-70-е годы прошлого столетия мы перешли от сельской к городской цивилизации. Эта ломка жизненного уклада проходила очень болезненно, породив немало негативных последствий. В русских деревнях, как известно, всегда была высокая детская смертность, и чтобы сохранить род, женщинам приходилось много рожать, порой по 10-15 раз. Выживали лишь самые сильные и здоровые дети. Вот с ними и были связаны все надежды. С трех лет ребенок становился помощником по дому. В десять - это уже работник и хозяин. У него был свой участок приложения сил, за который он нес ответственность. В пятнадцать - двадцать лет юноши и девушки обзаводились семьями и начинали вести свое хозяйство. На неженатого парня смотрели, как на кастрированного барана. А если девушка не могла выйти замуж, ее называли старой девой и рассматривали как приживалку. Бездетная женщина была все равно, что горбатая. Родители "поднимали" детей, а те, в свою очередь становились им в старости опорой - своего рода пенсионным обеспечением.

Что же произошло с семьей в городе? Прежде всего люди теперь не могут вместе работать, как раньше. Ребенка уже не рассматривают как помощника по хозяйству, а скорее как обузу. Подросток также не работник. Поэтому, чувствуя свою ненужность родителям, многие попадают в цепкие когти улицы, сбиваются в стаи таких же сорванцов. А в стае свои звериные порядки. Здесь легко пристраститься к наркотикам, алкоголю, ничего не стоит совершить преступление. По существу, эти мальчики и девочки для общества потеряны и они вряд ли смогут когда-нибудь создать нормальную здоровую семью.
Если раньше рано женились, то теперь две трети молодых людей до 25 лет стараются не вступать в брак. Все чаще мы можем наблюдать конкубинат - внебрачное сожительство. Юноши и девушки живут либо вместе, либо он - в своей квартире, она -в своей. Остальные, следуя многовековой традиции, все же женятся. При этом большинство молодых семей обзаводиться детьми не спешат - хочется пожить в свое удовольствие. В конце концов супруги понимают, что семья без детей - это не семья, и решают завести одного ребенка. Таких сегодня большинство. Два, три ребенка - это уже своего рода экзотика.

Но если в семье всего лишь одно чадо, то это влечет за собой по крайней мере четыре негативных последствия.

Первая проблема.

Когда женщина много раз рожала, то, как мы уже отмечали, выживали самые здоровые. Природа как бы производила естественный отбор. Теперь выживает ребенок, которого, как говорится, Бог послал. Поэтому все чаще на свет появляются дети, у которых проблемы со здоровьем: невротики, аллергики. У 80 процентов либо не в порядке с ухом, либо с горлом, либо с носом, либо со зрением, либо с позвоночником, либо еще с чем-то. Какое от этих детей может быть потомство, когда они подрастут?

Вторая проблема - инфантилизм.

Это искусственное замедление процесса взросления. В многодетных семьях старшие заботятся о младших, они чувствуют ответственность - защищают и оберегают малышей. Единственному ребенку в семье не о ком заботиться. Зато вокруг него все хлопочут, суетятся: родители, бабки-дедки, дядьки и тетки. Поэтому зрелость к нему приходит намного позднее. В десять лет он по уровню развития - пятилетний, в двадцать пять - семнадцатилетний, в тридцать - восемнадцатилетний. Ну какие, скажите вы мне, из таких инфантильных юношей и девушек родители? Вопрос, естественно, риторический.

Третья проблема.

Когда в семье один ребенок, то его всячески оберегают. В том числе и от тяжелого труда. Его не пошлют стоять целый день за прилавком, работать на стройке или крутить баранку. Отсюда острейший дефицит на рынке труда. В Москве, к примеру, на стройках работают в основном приезжие из других городов или из ближнего зарубежья. Мы видим, как столицу постепенно "оккупируют". Считается, что в ней проживают восемь миллионов человек, а на самом деле - более десяти миллионов. И немудрено, что в Москве сложились различные мафиозные структуры из пришлой публики.

И, наконец, четвертая проблема.

Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы в семьях были в среднем чуть более двух детей. Один ребенок - это дорога в никуда. И может прийти время, когда русская нация закончится на последнем Иване или Дарье. Но нам даже вымереть спокойно не дадут! В южных регионах сегодня рождаемость значительно выше - два-три ребенка и больше. А поскольку там трудно найти работу, то население с юга двинулось в исконно русские города. Сегодня только в Москве официально проживают больше миллиона выходцев с Кавказа и Средней Азии. А на самом деле еще больше. Одним словом, мы словно попали на минное поле.
- И как его разминировать? Женщинам не прикажешь рожать, если они этого не хотят.
- Есть разные женщины. Одни, например, как Уланова. Замужем она или нет - какая разница? Вся ее жизнь проходит на сцене. Но таких женщин немного. Большинство разрываются между работой, домом и ребенком. Наконец, примерно 25 процентов женщин хотели бы иметь много детей - от трех до шести. Но они так и остаются при своей мечте.

И ко всем им нужен свой, особый подход. На мой взгляд, необходимо реализовать социальную программу, которая помогла бы матерям чувствовать себя комфортно. Она давно разработана нашими учеными и содержит тридцать два пункта. О чем конкретно идет речь? О том, что надо предоставить женщине полугодовой декретный отпуск до родов. В этот период ей требуется особое внимание. И уж тем более она должна избегать травм или переживать какие-либо стрессы, иначе ребенок родится с психическими или физическими отклонениями. Второй шаг - давать матерям трехлетний отпуск по уходу за ребенком, сохраняя при этом их среднюю зарплату. При желании они, конечно, могут работать, но у них должна быть возможность несколько раз в день общаться с ребенком. Было бы хорошо, чтобы матери не менее одного-двух часов в день помогали учителям в школе. И, наконец, женщина, которая имеет много детей, пусть уходит на заслуженный отдых в 45 лет, но при этом размер ее пенсии должен быть не ниже, чем у военных.
О многодетных семьях государство обязано заботиться, как о солдатах (я, конечно, не имею в виду нынешнюю нашу армию). Предоставлять им жилье в первую очередь или давать кредит на приобретение квартиры под символические проценты лет на двадцать. Обеспечивать детским питанием. Кроме того, у многодетных семей не должно быть проблем ни с одеждой, ни с игрушками, ни с книгами. Понятно, что сегодня предоставить полный набор социальных привилегий всем семьям невозможно. Начать можно с пяти процентов самых здоровых семей и затем постепенно расширять этот круг. Для детей можно было бы создать кадетские корпуса, в том числе и женские педагогические, где мальчики и девочки могли бы находиться на казенном коште. Я перечислил лишь самые основные пункты нашей программы. Огорчает, что государство ей пока не заинтересовалось. Мы никак не поймем: крепкая, здоровая семья - это здоровая, процветающая нация.
- Игорь Васильевич, все это звучит красиво и убедительно. Но, как поется в одной из песен Высоцкого: "Где деньги, Зин?".
- Да, наше правительство постоянно сетует, что у него ни на что нет средств. Это лукавство. Деньги всегда можно найти, если очень захотеть. Например, сократить расходы на выборы. Ведь не секрет, что на них уходят миллиарды долларов, которые крутятся в тени. А толку для народа никакого. Давно пора прекратить "сжигать" миллиарды долларов на войну в Чечне. И, наконец, один из главных источников - природная рента. Это плата за те богатства недр, которые даны нам от Бога. И доход от нее должен получать весь народ, а не кучка финансово-промышленных магнатов. В конце концов, когда речь идет о выживании нации, то любой торг здесь неуместен.

Источник: Россия (Москва), 25/04/2002

Домашний персонал: