МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ


Кто кроме вашего любимого так же хорошо знает ваше тело, как ваш врач? Кто еще видит вас в откровенных позах, полуобнаженной, в жару, страдающей от боли? Такие отношения по меньшей мере необычны для посторонних людей. И вы доверяете этому человеку саму вашу жизнь. Вы снимаете трусики, обнажаете грудь и выкладываете ему или ей все, что у вас за душой. В ответ вы ждете, что вас выслушают, успокоят, расскажут о функционировании вашего организма, о состоянии вашего здоровья и, может быть, даже вылечат вас.

Как сказала одна женщина, "когда у пациента с врачом хорошие отношения, это очень, очень хорошо, но когда они плохие — это ужасно".

Женшины тоже люди

Для женщин это особенно трудно складывающиеся отношения. "Историческимедицина плохо относилась к женщинам и в качестве потребителей ее услуг, и в качестве предоставляющих эти услуги, и как к объектам медицинских исследований, — говорят Лайла А. Уоллис, доктор философии, профессор-клиницисте медицинского факультета Корнеллского университета в Нью-Йорке, и Перри Класс, доктор медицины, занимающаяся изучением детских инфекционных заболеваний в городской больнице Бостона. — Женщины часто жалуются, что врачи не принимают их всерьез, рассматривают перечисляемые ими симптомы как надуманные или психосоматические".

Д-р Уоллис и д-р Класс отмечают, что, когда дело доходит до болезней, которыми болеют и мужчины, и женщины, исследования часто выполняются на группах больных, состоящих исключительно из мужчин, и результаты распространяются на женщин, "как если бы мужчины были единственными носителями всех свойств, присущих человеку".

Исследование способов предотвращения болезни сердца (включая использование малых доз аспирина) базировалось на долговременном наблюдении 40 000мужчин, несмотря на то что болезнь сердца стоит на первом месте среди причин смерти и женщин тоже.

Доклад, озаглавленный "Нормальный процесс старения человека", содержит данные, полученные полностью на исследованиях мужчин.

Известная концепция личности типа А (амбициозность, агрессивность) была разработана на основании изучения 4000 калифорнийских мужчин, занимающихся бизнесом.

Лечение тела

"Женщины хотят лечиться (и заслуживают этого) у компетентного врача, — говорит Карен Джонсон, доктор медицины, профессор психиатрии. — Это важная задача, учитывая, что основной объем медицинских знаний накоплен на изучении тела взрослого мужчины. Это фундаментальный недостаток медицинского образования, сказывающийся при лечении женщин".

Женщинам необходимы врачи, сведущие в сложной гормональной регуляции жизнедеятельности организма женщины и других вопросах лечения и сохранения здоровья женщины. Многие "обычные" расстройства у женщин требуют особого внимания при постановке диагноза и лечении из-за вероятных гормональных взаимодействий.

"Очень хорошо, что в медицину на всех уровнях приходят женщины, — утверждает д-р Джонсон. — Сейчас к тому факту, что в обучении медиков имеются существенные пробелы, привлечено большое внимание, и эти пробелы предполагается восполнить с помощью исследований. Результатами исследований после их проверки смогут воспользоваться врачи в своей клинической практике, и это скажется на улучшении медицинской помощи женщинам. Но на это могут уйти годы".

Обращение как с личностью

"И все же, когда женщины жалуются на плохое медицинское обслуживание, эти жалобы большей частью относятся к взаимоотношениям врач — пациент, а не к уровню компетентности", — говорит Линда Мангелз, доктор философии, специалист по поведенческой психологии из Лонгвуда.

"Женщины хотят, чтобы их врачи были внимательными, сострадательными и компетентными, — продолжает она. — Когда вы больны, вы очень уязвимы. Вы испуганы, это страх перед неизвестным, нависшим над вами, и вам нужно, чтобы врач нашел время объяснить, что с вами происходит; вам надо знать, что он заботится о вас и выслушает все ваши жалобы. К врачам, которые подходят под это описание, редко предъявляют претензии, потому что их отношения с пациентками строятся на уважении и дружбе". Проявлять сочувствие может и врач мужчина, но его больше ждут от врача женщины. "Когда женщина находит врача мужчину, который относится к пациенткам с большим сочувствием, она говорит о нем как об исключении из правила и он получает высокую оценку, — замечает д-р Джонсон. — С другой стороны, от врачей женщин мы ждем сочувствия, и когда не находим его, то бываем очень разочарованы и рассержены". Все же больные часто предпочитают лечиться у врачей одного с ними пола. На основании своих исследований д-р Мангелз делает вывод, что женщины в целом предпочитают педиатров и гинекологов женского пола.

"Врачи-женщины могут отождествлять себя со своими пациентками на уровне, доступном редкому мужчине, — добавляет д-р Джонсон. — Подобным же образом существуют аспекты здоровья мужчин, которые до конца невозможно осознать женщине".

В самом деле, опрос 185 взрослых мужчин и женщин в ходе одного из исследований показал, что 43 процента женщин и 12 процентов мужчин предпочли терапевта женщину, 31 процент мужчин и 9 процентов женщин предпочли врача мужчину. Интересно, что женщины, которые отдали предпочтение врачам женщинам, считали их более отзывчивыми, тогда как мужчины выбирали врачей мужчин, предполагая, что они более компетентны.
Оказание медицинской помощи женщине

Представьте себе, что во всех случаях, когда вам требуется медицинская помощь, что бы у вас ни болело — от головы и до пят, каковы бы ни были ваши проблемы — с колыбели и до могилы, вы обращаетесь к одному врачу. Это видение начинает принимать осязаемые формы; появляется новая специальность — врачи, специализирующиеся на медицинской помощи женщинам. К этому стремились, об этом мечтали многие женщины-врачи, которые были уверены, что врачи, лечащие женщин, должны иметь знания и опыт по оказанию первичной медико-санитарной помощи в акушерстве, гинекологии и психиатрии. Здоровье женщины, в конце концов, зависит не только от здоровой репродуктивной системы. "Акушеров и гинекологов ошибочно рассматривали как специалистов по женским болезням в самом широком смысле, потому что в настоящее время только у них клиентура исключительно женская ", — говорит профессор Калифорнийского университета Карен Джонсон.

"Не следует забывать, что акушерство и гинекология являются главным образом хирургической специальностью, — добавляет она. Только небольшое число будущих врачей проходят достаточно хорошую подготовку по медицинскому обслуживанию женщин, не связанному с их репродуктивной системой. Поэтому обычный акушер-гинеколог мало знает о гипер-тензии, болезни сердца, поджелудочной железы, проблемах, связанных с заболеваниями мочевого пузыря, о депрессии и сексуальности. Отсюда понятно, что они недостаточно компетентны, чтобы считаться специалистами по женскому здоровью в целом.



В поисках идеального врача

"Несомненно, современная медицина достигла огромных успехов в оказании экстренной медицинской помощи", — говорит Александра Тодд, доктор философии, автор книги "Конфликт между врачами и пациентами". "Пациентки жалуются на безличное отношение врачей, озабоченных только технической стороной лечения", — отмечает она. Д-р Тодд, которая в течение двух с половиной лет изучала взаимоотношения гинекологов и их пациенток, сообщает, что большинство женщин, с которыми она беседовала, да-

вали низкую оценку качеству получаемой ими медицинской помощи. "Хотя они часто с благодарностью упоминали об отдельных врачах и медицинских работниках среднего звена, у них имелся большой опыт отрицательного общения, оставившего чувство глубокого недовольства", — отмечает она.

Нельзя сказать, что сейчас нет замечательных врачей.

Чтобы определить качества идеального врача, д-р Мангелз обследовала работу более 200 частнопрактикующих специалистов, к которым за более чем 20-летний период не было никаких претензий. В ходе другого исследования она беседовала с членами семей более 250 пациенток, чтобы выяснить, почему они обращались с жалобами на своих врачей. Полученные результаты послужили дополнительным материалом для создания образа идеального врача. Помимо желания иметь сочувствующего и компетентного врача, женщины хотели, чтобы их врач был учтивым и обходительным и находил время отвечать на их вопросы.

В наши дни женщины хотят, чтобы к ним обращались как к равным по интеллекту, замечает д-р Джонсон. "Они говорят своим врачам: "Это мое тело, я знающий человек, я читаю, я слушаю, я любознательна, и я пришла к вам, чтобы получить совет".

"Нет ничего хуже, чем врач, который ведет себя так, как будто не может поверить, что вы способны задать такой вопрос, — полагает д-р Мангелз. — Никому не понравится , если его принимают за глупца". " В обязанности каждого врача входит сообщать пациенту информацию, чтобы он мог участвовать в принятии решения , — настаивает д-р Джонсон. "Причем врачам не следует использовать медицинский жаргон, — добавляет д-р Мангелз. — Во всех случаях, но особенно в ситуациях, когда под угрозой оказывается сама жизнь больного, врачи должны сообщить подробные сведения о болезни, о различных существующих способах лечения и последствияхлечения", — предупреждает она.

Д-р Джонсон добавляет: "Женщины не хотят, чтобы врачи говорили им: "Пусть вас это не беспокоит. Предоставьте мне позаботиться о вас". В наши дни пациенты хотят получать информацию, чтобы принимать участие в выработке решения".

Как это выглядит на практике? Одна молодая мама рассказывает, что педиатр, наблюдающий ее сына, всегда привлекает ее к участию в процессе диагностирования. "Он говорит: "Посмотрите внутрь этого уха. Видите, какое оно розовое и хорошее? Теперь посмотрите в это. Видите, какое оно покрасневшее?" Или он показывает мне налеты в горле моей дочки, — продолжает она. — Каждый раз, когда я обращаюсь к нему, я получаю урок по медицине, и мне это очень нравится".

Пациентам необходимо знать, что если они обращаются к врачу, то могут рассчитывать на ответные посещения врача. Это свидетельствует о действительной заинтересованности врача в скорейшем выздоровлении больного. Одна женщина рассказывала, что во время болезни ее дочки (у той был гепатит), врач посещала их фактически каждый день, чтобы проследить, насколько успешно идет выздоровление. "Я была чрезвычайно тронута таким вниманием", — признается она.

Женщины ценят, когда врачи не заставляют их долго ждать. Опросы неизменно показывают, что многие пациенты не переносят многочасового ожидания в приемной. Одно из исследований показало, что женщины спокойно ожидают приема только в течение примерно 20 минут после назначенного им времени. Если приходится ждать больше, они очень нервничают.

Одна из женщин рассказывает, что сменила гинеколога, потому что обычно в его приемной приходилось сидеть не меньше 45 минут. "Может быть, я продолжала бы наблюдаться у него, если была бы уверена, что он тщательно проводит осмотр, — говорит она. — Но он два раза нажмет на грудь, несколько минут потратит на все остальное, и это все. Если у меня возникали вопросы, на которые мне необходимо было получить ответ, я чувствовала его раздражение".

Что вам необходимо знать

Но женщины также несут ответственность за то, как сложатся их отношения с врачами. "Женщинам надо быть менее пассивными, они должны задавать вопросы, чтобы понять ситуацию и чтобы их согласие на определенный метод лечения было согласием информированного человека, — замечает д-р Тодд. — Они должны научиться настаивать на том, чтобы их выслушали. Врачам необходимо пересмотреть сложившееся, часто непродуманное, отношение к пациенткам, освоить новый язык для обсуждения проблем здоровья женщины". Как говорит д-р Мангелз: "Я не считаю, что во всем виновата плохая медицина. Плохо обстоит дело с межличностным общением. Пациентке следует дать врачу понять, чего она ждет от их взаимоотношений, и четко заявить о том, что она хочет играть активную роль в дуэте врач — пациент и делить ответственность за лечение".

"Чтобы быть уверенной в том, что ваши отношения с врачом будут носить такой характер, который вас устраивает, вам надо вначале побеседовать с врачом, у которого вы предполагаете наблюдаться. И сделать это необходимо, когда вы в добром здравии, а не тогда, когда вы плохо себя чувствуете, — подчеркивает д-р Джонсон. — Узнайте, каких взглядов придерживается врач, как складываются у вас контакты с ним, одинаково ли вы смотрите на характер отношений врача и пациента и как он или она общаются с вами".

Домашний персонал: