Ребенку 10 месяцев


Календарь развития ребенка по месяцам

Десятый месяц жизни ребенка
Ребенку 10 месяцев. Консультирует невропатолог. Гимнастика от 9 до 12 месяцев.
Что умеет ребенок в 10 месяцев?
Здоровье ребенка в 10 месяцев.
Кормление ребенка в 10 месяцев. Питание ребенка в 10 месяцев.
Питание ребенка на 10 месяце жизни
Деcятимесячный ребенок. Что может вызвать у вас беспокойство.
Малышу 10 месяцев. Приучение к дисциплине.

МЕСЯЦ ДЕСЯТЫЙ

Внимание технике безопасности!
Консультирует невропатолог
Гимнастика от 9 до 12 месяцев


Началась последняя четверть года - время интенсивного психического развития ребенка. Неуемное любопытство заставляет его вставать на ножки, тянуться к незнакомым предметам, активнее действовать руками, а "овладение" пространством, совершенствование мелких движений кисти расширяют мир его представлений и понятий. Снова и снова действует закон плодотворнейших обратных связей "моторика - психика".
Е. Н. БАЙБАРИНА, кандидат медицинских наук


Внимание технике безопасности!

Еще недавно, кажется, ему было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку надеть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает простора на расстеленном на полу одеяле - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резинового зайца или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать, - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность, а заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя. Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А если на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более - если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив его на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев этого возраста получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до "начинки" мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается как почти живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть его не будет совсем. Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и иностранными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны проходить проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: Пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Консультирует невропатолог

Теперь ребенок не только бодрствует иначе, чем раньше, он и спит не как раньше! Меньше и нередко беспокойнее. Ему уже нетрудно менять положение в кровати, и вот новая проблема: постоянно сбрасывает с себя одеяло. Можно закреплять его края под матрацем, хотя это и не очень надежно - ребенок ухитряется выползти и улечься сверху. Попробуйте до полнить гардероб малыша ночной рубашкой. Она должна быть длинной, внизу ее можно застегивать на пуговицы, чтобы получилось подобие спального мешка. Взрослому, чтобы уснуть, хочется укутаться потеплее, а вот дети лучше засыпают, если в комнате прохладно и они не слишком укутаны.

Не забывайте перед сном проветривать комнату. Попробуйте укладывать ребенка без одеяла, а потом, когда он, перестав копошиться, уснет, осторожно укрыть. Редкий ребенок этого возраста спит спокойно всю ночь. Но один, повертевшись, снова засыпает сам, к другому приходится подойти, и не раз.

Особенности сна - зеркало особенностей ребенка, его характера, темперамента, состояния нервной системы. Во сне или в связи со сном иногда проявляются незамеченные в бодрствовании тонкие симптомы неврологических расстройств. Если что-либо в этом плане вас беспокоит, кажется необычным - покажите ребенка детскому невропатологу. А пока предлагаем вам заочную консультацию такого специалиста. Слово - старшему научному сотруднику Центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, кандидату медицинских наук Анне Сергеевне БУРКОВОИ.

- Матери на приемах чаще всего спрашивают: почему малыш трудно засыпает? Конечно, это может быть проявлением нервного заболевания, но очень часто причина гораздо проще: ребенка слишком поздно укладывают на второй дневной сон, и он просто не успевает "нагуляться".

Промежуток между окончанием дневного и началом ночного сна должен быть не меньше четырех часов. А за два часа до ночного сна надо прекратить всякие бурные развлечения, заигрывания с ребенком, подбрасывание и прочее, что обычно любят проделывать пришедшие с работы папы. А если отцам в то же время не хочется отказываться от телепередачи, они спокойненько усаживаются с сыном или дочкой на руках перед телевизором. В этой ситуации я настаиваю: отправьте папу с ребенком гулять! А уж если это невозможно, по крайней мере выключите телевизор!

Иногда, чтобы ребенок спокойнее уснул, приходится несколько изменить режим его питания и дать незадолго до сна не кефир, а что-то поплотнее, например, кашу.

Довольно часто родителей беспокоит, что ребенок спит с полузакрытыми глазами. Это может быть его индивидуальной особенностью, а иногда даже семейной: выясняется, что так спит и кто-то из родителей. Но присмотритесь: симметрично ли опущены веки? Если одно всегда выше, другое - ниже, можно думать об остаточных явлениях какого-то воспалительного процесса, захватившего и лицевой нерв. Он мог пройти незамеченным. Такое подозрение подкрепляется, если, присмотревшись, вы обнаружите, что и в бодрствовании, и в моменты плача появляется асимметричная гримаса. Заочно больше ничего не скажешь. Ребенка должен обязательно посмотреть невропатолог.

Мамы тревожатся, когда видят, что во сне ребенок вздрагивает. Но когда и как? Если вздрагивает только при внезапном громком стуке, телефонном звонке - это естественно; если вздрагивает, засыпая и перед тем как проснуться, - это тоже естественно, потому что в такие моменты отдельные группы мышц расслабляются или напрягаются не равномерно, не все сразу. А вот если он вздрагивает среди ночи, причем вздрагивания идут сериями - по 2 - 3 или даже по 5 - 6 подряд, требуется консультация невропатолога. Мамы обычно больше следят за тем, как ребенок засыпает, а не за тем, как он просыпается. А это то же очень важный момент, который много говорит о характере малыша, самочувствии, состоянии его нервной системы. Если просыпается с улыбкой, веселый и жизнерадостный - можете быть за него спокойны! А если всегда с плачем, криком, недовольный, капризный, надо подумать, что с ним.

Иногда так ведут себя дети, которые по необходимости - или без нее - выросли буквально на руках, привыкли к ощущению постоянного материнского тепла, материнских рук. Как же: вдруг проснулся, а ничего этого нет. Страх, тревога, отчаяние! Не надо закреплять этот рефлекс. Мама примерно знает, когда ребенок проснется, и необходимо оказаться к этому моменту рядом, взять его на руки, согреть, приласкать, успокоить, чтобы он не успел расплакаться и пробуждение было приятным. Иногда причина утреннего плача - головная боль. Так случается с детьми, у которых повышено внутричерепное давление, потому что ночью при долгом лежании ухудшается отток крови из полости черепа, происходит застой венозной крови. И здесь уже, конечно, требуются лечебные меры.

Родителей пугает и другое явление: во время бодрствования ребенок вдруг широко раскрывает глаза, так что над зрачком становится видна белая полоска глазного яблока. Обычно это реакция на стук, резкий хлопок, неожиданно зажженный свет. Так ведь бывает и у взрослого, и само по себе это не страшно. Но если плюс к этому ребенок плохо засыпает, спит беспокойно, просыпается недовольный, если при плаче у него дрожат ручки - налицо уже набор симптомов, или, как говорят врачи, симптомокомплекс, и он требует внимания. Мало или много спит ваш маленький? Вопрос непростой, потому что здесь стандартов нет, у каждого - своя потребность в сне. В среднем на десятом месяце ребенок спит два раза днем по полтора-два часа и десять часов ночью. Но если, проспав ночью всего восемь часов, ребенок просыпается бодрым, веселым, с хорошим настроением и аппетитом - значит, он спал как раз столько, сколько ему требуется. Ориентир - не общие нормы, а комфортное состояние именно вашего малыша!

Гимнастика от 9 до 12 месяцев

Обязательно занимайтесь гимнастикой каждый день! Занятия помогут ребенку увереннее сделать свои первые шаги. Они способствуют закаливанию - ведь в это время малыш раздет. Еще одно неоценимое достоинство - мамины прикосновения. Физический контакт с матерью, да и с отцом, создает у ребенка чувство защищенности, успокаивает, вызывает целую гамму положительных эмоций.
1. Круговые движения руками - выполнять с кольцами.
2. Поднимать выпрямленные ноги. Положите ребенка на спину и, держа на высоте его выпрямленных ног гладкую палочку или большую яркую игрушку, побуждайте его, подняв ножки, коснуться ее. В первый раз помогите ему; еще два-три раза он, вероятно, с удовольствием проделает это сам.
3. Топанье. Малыш лежит в том же положении - на спине. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, стопы упираются в стол. Приговаривая "топ-топ-топ", покажите ему, как можно топать по столу. Получается что-то вроде бега на месте.
4. Поворот со спины на живот. Для стимула можно использовать привлекательную игрушку, ставя ее то справа, то слева, чтобы ребенок повернулся несколько раз в обе стороны. Он уже понимает или очень скоро начнет понимать вашу просьбу "Повернись на животик" и ваши поощряющие слова "Хорошо, молодец, очень хорошо!".
5. Вставание на ноги из положения лежа на животе. Дайте в руки малышу кольца и, легко потягивая за них, помогите ему встать сначала на колени, а потом и на ноги.
6. Наклоны и выпрямления туловища. Поставьте ребенка, прислонив его спиной к себе, одной рукой придерживая колени, другой - живот. Положите у его ног удобную для захватывания игрушку и предложите достать ее и выпрямиться. Упражнение повторите два-три раза.
7. Присаживание. Положив ребенка на спину и слегка придерживая ладонью ножки ниже коленей, предложите ему два-три раза сесть.
8. Сгибание и разгибание рук в положении сидя (а позднее - стоя). Это упражнение тоже хорошо делать с кольцами - вы держитесь за них вместе с ребенком и, потягивая, попеременно сгибаете его руки 6 - 8 раз.
9. Приседание. Поставьте ребенка лицом к себе и, придерживая за кисти полусогнутых в локтях рук, предложите ему несколько раз присесть. Позднее и это упражнение можно будет выполнять с кольцами.
10. Присаживание. Попробуйте, уже не придерживая малыша, помочь ему сесть из положения на спине, потягивая за кольца или палочку, которую он держит. Закончить занятие можно упражнением "мостик". Положив ребенка на спину и обхватив одной рукой стопы, медленно сгибайте его под прямым углом. А затем другую руку подведите под поясницу и слегка приподнимите его вверх и вперед так, чтобы малыш прогнулся, опираясь на стопы и затылок. Упражнение достаточно сделать два раза.

Домашний персонал: