ВЗРОСЛЫЙ БИЗНЕС В ДЕТСКОМ ФОРМАТЕ
Автор: Наталья ДЯДИК
Зачем крупные инвесторы строят детские супермаркеты
Всем известно, что мир, в котором мы все живем, - это мир взрослых. И даже знаменитый "Детский мир - "не больше чем вывеска. Это не супермаркет для детей. Это магазин для родителей. Он нужен для того, чтобы решать совершенно взрослые проблемы. Во-первых, задачу из области логистики: как за один рейд в магазин одеть, обуть и занять ребенка. Во-вторых, это формат, в котором делают деньги. Свой интерес к данному формату имеют АФК "Система" и УК Basis, которые за три года обещают опутать своими сетями все города-миллионники.
Новые миры
"Детский мир" принадлежит к символам советской эпохи. В борьбе за "новый быт" ему отводилась такая же революционная роль, как яслям. Теперь родители могли купить все сразу и в одном месте, освобождая время, которое могло быть потрачено на поиски товаров в магазинах, для общественно-полезного труда. В 90-е гг. "Детские миры" превратились в обычные торговые центры. Общий процесс разрыва экономических связей разрушил цепочку движения товаров от производителей к универмагам. "Детский мир" на ул. Революционной уступил часть площадей под непрофильные товары, а "Детский мир" ("Юность"), что на ул. Ленинградской, сегодня выполняет только топографическую функцию: само по себе название "Детский мир" не обозначает, что в нем продаются товары для детей. Теперь начался обратный процесс - возрождение "Детского мира". Формат супермаркета детских товаров развивает ГК "Детский мир" АФК "Система" , которой принадлежат исключительные права на торговую марку "Детский мир". В Самаре в рамках московского сетевого проекта будет работать "Детский мир" в Мегакомплексе "Московский". Первоначально планировалось, что развитием сети будет заниматься дочерняя компания "Системы" ,
"Система-Галс". Но ввиду того, что девелопер не нашел подходящую площадку в городе, "Детский мир" будет размещен на арендованных площадях. Правда, в планах компании - наращивание "веса". К 2007 г. планируется открыть в России до 65 магазинов, а стратегической задачей ГК "Детский мир" называется построение общенациональной розничной сети "Детский Мир". Пока крупнейшим проектом "Детского мира" считается открытие магазина в 2003 г. в Торговом комплексе "Мега" , построенном шведским мебельным концерном IKEA в Москве. Площадь магазина "Детский Мир" в ТК "Мега" составляет 4, 5 тыс. кв. м. , объемы инвестиций в проект - $2 млн. Самарский проект в четыре раза скромнее. Исходя из площади магазина (806 кв. м), его стоимость равна порядка $400 тыс.
"Банановый" проект
"Детский мир - "не единственная компания, которая развивает формат детского супермаркета. В марте этого года проект супермаркета детских товаров под брэндом "Banan-a-Mama" уже открыла УК "Базис" , одним из учредителей которой является совладелец сети "Эльдорадо" Олег Яковлев. Как сообщили "Делу" в "Базисе" , новые проекты открывает дочерняя компания "Базиса" , "Виларт строй".
Первый магазин "Banan-a-Mama" был запущен в марте этого года в Москве. Общая площадь магазина составляет порядка 3 тыс. кв. м, торговая - 2, 5 тыс. кв. м. До конца года планируется увеличить количество магазинов до шести, включая магазины в Ростове, Перми, Казани и Самаре. В планах сети - за три года открыть порядка 50 магазинов во всех городах-миллионниках. Самарская "Banan-a-Mama" откроется в ноябре этого года во второй очереди ТЦ "Империя". Напомним, что "якорем" первой очереди этого торгового центра выступает первый сетевой проект одного из собственников "Banan-a-Mama" , супермаркет бытовой техники "Эльдорадо". Как было объявлено при запуске первого проекта детского супермаркета, при открытии новых магазинов компания будет ориентироваться на опыт своей первой федеральной сети. Предполагается, что присутствие сети "Эльдорадо" во всех городах-миллионниках облегчит выход в регионы и сети детских супермаркетов.
Недетские деньги
Интерес крупных инвесторов к детским товарам неслучаен. Формат детского супермаркета достаточно доходный для того, чтобы вкладывать в него внушительные суммы. По данным ГК "Детский мир" , объем продаж сети в 2002 г. составил $52 млн. Он увеличивается вместе с ростом рынка, то есть примерно на 15-20% в год. В 2003 г. объем продаж "Детского мира" достиг уровня $68 млн.
В целом же российский рынок товаров для детей оценивается в $4, 5-7, 5 млрд. Объем регионального рынка посчитать сложнее. Его практически "не коснулась цивилизация" , и по большей части он представлен лотками на вещевых рынках, небольшими отделами в магазинах и торговых центрах. Их уровень, как правило, определяется статусом торгового центра. К примеру, в ЦУМе "Самара" есть отделы детской одежды советского стиля и качества, а в "Парк Хаусе - "бутик Lulu, предлагающий детскую одежду европейских модных брэндов.
Все сразу и дешево
Формат супермаркета детских товаров предполагает совершенно иной подход к торговле детскими товарами. Предполагается, что в нем продается все - от ползунков до детской железной дороги и детского питания. К примеру, ассортимент одного магазина "Banan-a-Mama" насчитывает 50 тыс. наименований. Хотя сети больше заинтересованы в местных производителях, основу поставок составляют товары иностранных брэндов. В числе поставщиков "Banan-a-Mama - "Zapf Creation, Hansa, Детская одежда "Lego Kids Wear" , Playmobil, Michel Toys, Klein, Wader, Dantoy и другие. Отечественных товаров гораздо меньше. Из последних контрактов годовой контракт с Сызранским "Обувьпромом" на поставку детской обуви. В числе партнеров "Детского мира - "такие отечественные компании, как "Старт" , "Юниор" , "Красная Заря" , "Любава" , "Москва" , "Смена" , а также иностранные фирмы-производители детских товаров -Lego, Mattel, Tomy, Chicco и другие.
Большой объем товаров и высокий товарооборот позволяют работать на наценке в 20-25% при том, что на рынке наценка на детские товары достигает 100-150%. Формат cash&carry, в котором работает "Banana-Mama" , подразумевает еще более низкие цены. Скорость товарооборота достаточно высока. Трафик подобных магазинов -один из рекордных в ритэйле. По словам Сергея Кушакова, руководителя ГК "Детский мир" , ежедневно в магазинах сети совершается до 10 тыс. покупок. Ежедневный трафик центрального магазина "Детский Мир" 60 тыс. покупателей. По данным мониторинга "Banan-a-Mama" , за первый месяц работы первого супермаркета "BANANA-MAMA kids cash&carry" зафиксировано 41, 2 тыс. покупателей и 83, 5 тыс. посетителей.
***
"Детский мир" на Лубянке
Первый "Детский мир" начал свою историю 8 сентября 1947 г. как филиал Центрального универмага на Мясницкой улице (тогда ул. Кирова). "Детский мир" стал самым крупным детским универмагом в стране. Через 10 лет состоялось торжественное открытие нового здания универмага в Театральном проезде (Лубянка). Трафику и географии покупателей Центрального "Детского мира" позавидовал бы любой торговый центр. Во времена дефицита сюда ездили за детской одеждой со всего СССР. Сейчас это самый большой в Европе детский универмаг. Его общая площадь 54, 5 тыс. кв. м.
Источник: (C) Дело (Экономическое обозрение) (Самара) , N036 от 26/10/2004