Как научить ребенка пользоваться ложкой и вилкой
Постепенно и систематически надо учить ребенка, как
следует есть и пить, правильно держать себя за столом. На
первых порах надо научить его держать ложку. Для этого ребенку
дают в руку чайную ложку и приучают набирать в нее кашу. В это
же время можно докармливать ребенка со второй ложки. Во время
кормления следите, чтобы он держал ложку в правой руке. Когда
ребенок научится сам есть кашу, ему можно давать
самостоятельно есть суп, что нередко способствует улучшению
аппетита.
Вначале допускается, чтобы ребенок держал
ложку, сжимая ее в кулачке. В полтора - два года надо приучать
его держать ложку чуть пониже широкой части ручки тремя
пальцами - большим, указательным и средним.
Когда ребенок овладеет этим приемом,
приучайте его правильно зачерпывать пищу, подносить ложку ко
рту не сужающейся частью, а боковой стороной. Вовремя
подсказывайте ребенку, чтобы он не засовывал ложку в широко
раскрытый рот и не засасывал кончик ложки.
Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда,
когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом.
Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На
первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее
только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку
держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.
Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку
держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то
есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или
другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху,
чтобы было удобнее подгребать кушанье.
Приучайте также ребенка, накалывая пищу
вилкой, держать ее наклонно к плоскости тарелки, иначе вилка
может соскользнуть с гладкой поверхности и разбрызгать
содержимое тарелки на скатерть.
Когда к сервировке детского стола добавляют
столовый нож, ребенку показывают, как им пользоваться, учат
держать ножик в правой руке. К этому же времени следует
научить ребенка пользоваться вилкой, держа ее левой рукой.
Ребенка надо приучать к тому, что нарезать ножом можно только
ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки.
Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги,
рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа.
Пока ребенок не привыкнет пользоваться ножом, он помогает
себе, поддерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в
левой руке.
Не нарезайте ребенку и приучайте его самого
не нарезать всю пищу сразу. Пусть он отрезает следующий
кусочек после того, как предыдущий съеден. Иначе нарезанное
кушанье быстро охлаждается и становится невкусным. Порцию еды,
полагающуюся на данное кормление, нужно класть на тарелку разу и приучать ребенка съедать все без остатка.
Следует приучить ребенка после еды складывать
ложку, вилку и нож только на свою тарелку, а не на скатерть,
чашку ставить на блюдце, салфетку, аккуратно сложив, класть
рядом с тарелкой. Встав из-за стола, ребенок должен задвинуть
стул, на котором сидел, осмотреть свое место, не пролито ли,
не оставлены ли крошки, и поблагодарить.
Ребенка 3 - 4 лет можно сажать за общий стол.
С того дня, когда вы решили, что малыш будет обедать со
взрослыми, отведите для него определенное место за столом и не
меняйте этого места. Удобнее всего посадить ребенка рядом с
матерью, по левую руку от нее.
Особенно бережно ребенок относится к чистоте
и порядку за столом, если он сам принимает участие в его
сервировке. Неприятно нарушать порядок, который сам только что
создал, и поэтому ребенок станет особенно внимательно следить
за тем, чтобы не пролить суп, не разбросать хлебные крошки, не
положить использованные ложку и вилку на скатерть.
Одна из домашних обязанностей, выполнение
которой вполне доступно ребенку четырехлетнего возраста, -
сервировка стола. Вначале малыш будет приносить свою тарелку,
правильно класть около нее ложку и вилку, придвигать свой
стул, помогать принести салфетки и т. п., а затем он научится
и самостоятельно накрывать стол и убирать со стола