Секрет воспитания
Единственный секрет воспитания
Давно спорят об авторитарном и пермиссивном воспитании. Первое держится на подчинении авторитету: "Я кому сказал?" Пермиссивное - значит, многое разрешается. Но людям не понятно: если "всё дозволено", то откуда берётся дисциплинирующее начало?
А дело в том, что результат воспитания зависит не от твёрдости или мягкости, и не от одной лишь любви, и не от того, балуют детей или не балуют, и не от того, всё им дают или не всё, - он зависит лишь от духовности окружающих людей.
Именно духовность, это невидимое, но совершенно реальное и определённое явление, вносит укрепляющий, дисциплинирующий момент, который не позволяет человеку поступать дурно, хотя ему и всё дозволено. Только духовность, не подавляя воли ребёнка, не заставляя его бороться с собой, подчинять себе - себя же, делает его дисциплинированным, добрым человеком, человеком долга.
Где высокий дух, там можно всё, и всё пойдёт на пользу; где властвуют одни лишь конечные желания, там ребёнку всё во вред: и конфетка, и ласка, и таска. Там всякое общение с ребёнком опасно для него, и чем больше взрослые занимаются им, тем хуже результат. Учителя пишут родителям в детских дневниках: "Примите меры!" Но в иных случаях, если быть честными, надо бы писать: "Ваш сын плохо учится и мешает классу. Оставьте его в покое! Не подходите к нему!"
У матери несчастье, вырос сын тунеядец. Она убивается: "Я виновата, ни в чём ему не отказывала!" Она покупала ребёнку дорогие игрушки и красивую одежду, "всё ему давала, чего не попросит". И все жалеют маму, говорят: "Верно... Слишком мы на них тратимся! Я свой первый костюм..." - и так далее.
Но всё, что можно измерить в рублях, часах, квадратных метрах или других единицах, всё это, быть может, и важно для развития ума и пяти чувств ребёнка, но к воспитанию, то есть к развитию духа, отношения не имеет. Дух - это бесконечное, неизмеримое ни в каких единицах. Когда мы объясняем дурное поведение выросшего сына тем, что мы сильно на него тратились, мы отчасти похожи на людей, охотно сознающихся в небольшой вине, чтобы скрыть серьёзную. Наша истинная вина перед детьми - в полудуховном, бездуховном отношении к ним. Конечно, легче признаться в материальной расточительности, чем в духовной скаредности.
В век науки мы всё хотим делать по-научному. Но если кому-нибудь нужна рекомендация, как по науке вытирать нос ребёнку, то вот она: с научной точки зрения духовный человек может вытирать нос ребёнку как ему заблагорассудится, а бездуховный - не подходи к маленькому. Пусть ходит с мокрым носом.
Нет духа - ничего не сделаешь, ни на один педагогически вопрос правильно не ответишь. Да ведь и всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать стремление к добру, то есть любовь к людям, и как воспитать стремление к красивому в поступках и в искусстве.
Спрашивают: но как же быть тем родителям, у которых нет этих стремлений к высокому? Как им воспитывать детей?
Ответ звучит ужасно, я понимаю, но надо быть честными: никак! Что бы эти люди ни предпринимали, у них ничего не выйдет, дети будут становиться всё хуже и хуже, и единственное спасение - какие-то другие воспитатели. Воспитание детей - это укрепление духа духом, а иного воспитания просто нет, ни хорошего, ни плохого. Так - получается, а так - не получается, вот и всё.