Неприличные игры или познавательная активность ребенка
Перейти в раздел "Воспитание ребенка"
Перейти на фрум "Воспитание ребенка"
Никто не спорит с тем, что каждый ребенок — индивидуальность, неповторимое чудо природы. Нет смысла отрицать, и то, что каждый ребенок в своем развитии повторяет определенные закономерности. К ним можно отнести и так называемые сексуальные игры детей. Только давайте сразу расставим все точки над “і”. Психологи расценивают эти игры не как проявление распущенности, а как стремление к познанию своего и чужого тела.
Однако начнем по порядку. Я думаю, что каждая мама, имеющая ребенка одного-двух лет, замечала, что обследуя свое тело кроха вольно или невольно прикасается и к пенису (влагалищу, клитору). Вполне естественно, что приятные ощущения, которые малыш при этом испытывает, вызывают у него интерес. Но при достаточном внимании к ребенку (если он не скучает подолгу в одиночестве) у родителей нет повода для беспокойства. Поскольку познавательная активность детей в этом возрасте невероятно велика. Их внимание, как бабочка, порхает от одного любопытного предмета к другому. Если бы малыш мог выражать словами свои эмоции, то наверняка бы сказал: “Как все вокруг увлекательно и интересно! А учебы-то, учебы ... — непочатый край!”.
И действительно, с какого-то момента малыш вдруг с удивлением открывает, замечает, устанавливает, что он мочится через пенис. И, если вовремя подать сигнал маме, то можно избежать неприятного ощущения холодного и мокрого. Правда, при этом, надо уметь направлять струю, а то можно залить не только собственные штанишки, но и все вокруг.
Овладев навыком пользования пенисом, ребенка начинает обуревать интерес испробовать самые разнообразные возможности его применения. Мальчишке обязательно хочется попробовать написать на кота, собаку, клумбу, в бутылку, в дырку забора и т.п. Ему невероятно интересно, долетит ли струя до земли, если взобраться на крышу сарая и пописать оттуда?..
Изучив собственное тело, малыш стремится сравнить себя с другими: “Гляди, какой я сильный! На, пощупай мои мускулы. А теперь, дай-ка твои потрогать. Посмотри, чьи тверже?”. Сравнивая себя с другими мальчиками, он пытается выяснить в чем он похож, а в чем отличается от них, ему также интересно сравнивать себя и с девочками.
Вот такая “невинная” тяга к познанию собственного и чужого тела подталкивает детей играть в “больницу”, в “маму и папу”, в “семью”. При этом они раздеваются (ведь положено раздеваться на осмотре у доктора!) и производят элементарные “врачебные” процедуры. Играя в “маму и папу”, в “семью”, они могут даже, подражая взрослым, имитировать половой акт, — но все это вписывается в рамки нормального полового развития. Ведь здесь дело не в сексуальных устремлениях (как у взрослых), а исследовании непознанного, ну и конечно, в приятных ощущениях. При этом не имеет никакого значения, играют мальчик с девочкой или дети одного пола. Важно лишь, чтобы дети были одного возраста и одинакового уровня развития, так как в случае значительной разницы имеется опасность, что младший подчинится старшему и не осмелится оказать сопротивление, если ему что-то не понравится.
Тем не менее родителям необходимо держать этот процесс в поле своего зрения, чтобы невинный интерес не стал акцентуацией (самым главным и единственным интересом). Иначе говоря, как и в других сферах жизни, ребенок в своем сексуальном развитии нуждается в руководстве и поддержке. Например, узнав, что дети играли в “больницу”, тактично расспросите ребенка: Кто был “доктором”? Кто “пациентом”? Что болело у “больного”? Что лечил и осматривал “доктор”? Если уверены, что все нормально, можете оставить свою дочь или сына в покое. Это позволит вам сохранить в обращении с ней (с ним) открытость, простоту и понимание. Тогда ребенок не будет опасаться рассказывать вам о том, где бывал, что познал и чем занимался. А факт попытки скрыть игру в “больницу” в описанном выше случае говорит как раз о том, что девочка интуитивно предчувствовала: “Мама не поймет и не одобрит ее”. (Ведь и с вами так, наверняка, бывало, когда вроде бы в безобидной ситуации у вас вдруг возникало ощущение: “О-о-ой, получу я сейчас на “орехи!”). Поверьте, что дети, до тех пор, пока вы их не отшлепали и не отругали, даже не догадывались, что играют в “плохую” игру. А вот наказание способно заострить их внимание, и теперь уже вызвать вполне осознанный и целенаправленный интерес к этой игре, для того, чтобы понять: “Что же в ней такого необычного? Почему она “нехорошая”? Чем она отличается от любой другой?”.
Поэтому родителям детей дошкольного возраста лучше не просто запрещать играть в “неприличные” игры (ведь вы не сможете сказать чем они плохи!), а объяснить, что телом человека может распоряжаться только он сам. Девочку непременно нужно предостеречь о том, что нельзя засовывать никаких предметов во влагалище и анальное отверстие, впрочем, так же, как в нос или ухо.
Кроме того, сами поиграйте с ребенком в “больницу”. При этом ненавязчиво объясните, какие “процедуры” позволительны, а какие нет.
Обратите его внимание на то, что нельзя выступать все время в одной и той же роли, и не стoит соглашаться на игру, если в нее нет желания играть.
Обучите ребенка другим более интересным играм, активизируйте его познавательную активность.