Детская агрессия
Перейти в раздел "Воспитание ребенка"
Перейти на фрум "Воспитание ребенка"
Дети, противясь чему-то, «выпускают пар», что чаще всего выливается в совершенно необъяснимую ярость.
Год назад Вера разве-лась с мужем. Четы-рехлетний Антон тя-жело переживал раз-луку с папой. Первое вре-мя, пока Вера искала ра-боту, ей приходилось под-брасывать Антона то ма-ме, то бывшей свекрови. Но в конце концов ей уда-лось устроить сына в са-дик рядом с домом.
Ему кажется, что его не любят
Вере казалось, что часть проблем теперь будет ре-шена. Но спустя месяц ее настроение было испорче-но — Антон стал вести се-бя агрессивно. Ему ничего не стоило разрушить по-строенный детьми домик, толкнуть девочку, ото-брать красивую игрушку. Воспитательница каждый раз жаловалась на Антона. Вера пыталась наказывать сына за плохое поведение, но жалость к себе и сыну останавливала ее. Однажды вечером, когда Вера пришла за сыном, ее попросили зайти в кабинет заведующей. Заведующая серьезно поговорила с Верой и предупредила, что она вынуждена будет отчислить ребенка из сада. Придя домой, Вера впер-вые в жизни взяла в руки ремень. После этого она провела бессонную ночь. Понимая, что самой ей с этой проблемой не спра-виться, она пошла к дет-скому психологу. Оказа-лось, что Антошке не хва-тает ее внимания. Занятая разрешением своих жи-тейских неурядиц, она не могла дать ребенку того чувства уверенности и безопасности, в которых он нуждался после разво-да родителей, поэтому Ан-тон и стал агрессивным.
Долгожданный ребенок
Артем был поздним и долгожданным ребенком в семье Бессоновых. Отец семейства давно мечтал о сыне, и, когда родился мальчик, мама, бабушка и старшая дочь во всем потакали папиному любимцу. Мальчик рос смышленым, он легко научился читать, рано увлекся компьютером. Отец считал, что сын намного опережает своих сверстников в развитии. Этим же он объяснял и то обстоятельство, что у Артема не было друзей. Отца не настораживало, что сын не может поладить ни с одним ребенком на детской площадке, часто доводит до слез старшую сестру, дерзит бабушке. Горсть песка в глаза соседскому мальчику, в ярости разбитая игрушка или чашка — все это воспринималось отцом как проявление мужского характера, сдерживать который он не считал нужным. Однажды в гостях у близ-ких друзей Артем так разошелся, что укусил за ухо одного мальчика. Разразился скандал, папа, не разобравшись в ситуации, обвинил в случившемся пострадавшего мальчика и заявил: "Не расстраивайся, сынок, ничего страшного не произошло!" Хлопнув дверью, Бессоновы ушли домой. Всю обратную дорогу мама не сводила с сына встревоженного взгляда. На душе у нее было очень тяжело, и впервые в жизни она задумалась, что ждет ее ребен-ка в будущем.
Ну чего же ему не хватает?
По наблюдениям психологов, в последнее время даже маленькие дети становятся все агрессивнее, стараются ударить побольнее, ругаются и ссорятся. Причем речь идет о детях, которые, кажется, ни в чем не испытывают недостатка, живут в благоприятных условиях. Почему же они дерутся? В оп-ределенном возрасте, ча-ще года в 3—4, в "реперту-ар" малыша входят и ку-лаки, и пинки, и толчки. И это нормально, ведь та-ким образом он самоутверждается, развивает в себе способность настоять на своем, а это совершен-но необходимо для ста-новления личности ребен-ка. Другое дело, если та-кое поведение становится для ребенка нормой, если любой конфликт он реша-ет только с помощью си-лы, умышленно делает больно другому, предна-меренно портит вещи. Что же это — злой ребенок?
Чувство одиночества
Как бы он себя ни вел: дрался, кидался песком, мучил животных или кру-шил игрушки — под этой маской скрывается ма-ленькое несчастное суще-ство, глубоко неуверенное в себе. Им движет единст-венное желание — обра-тить на себя внимание, если нужно — даже с по-мощью силы. Демонстра-ция силы и власти — это выражение чувства глубо-кой беспомощности. Тако-му ребенку в первую оче-редь недостает ощущения собственного достоинства и значимости для близ-ких. Иногда родители го-ворят: ребенок как будто специально "напрашива-ется" на хорошую трепку или жесткость в обраще-нии и только тогда успо-каивается. Так, проверяя реакцию родителей, он день за днем, шаг за шагом учится узнавать границы допустимого.
Агрессивное поведение ребенка зарождается от невнимания к детской личности. Дети считают, что их недостаточно лю-бят. А родители слишком заняты своими проблема-ми, будь то стресс на рабо-те, материальные трудно-сти, предстоящий развод или жилищные проблемы. И, утонув в веренице буд-ничных дел, они не заме-чают тревожных сигна-лов, подаваемых ребен-ком, не реагируют на них, чаще всего несознательно. Таким родителям невдо-мек, насколько коварно чувство одиночества, ко-торое испытывает ребе-нок. Они и не предполага-ют, что он ощущает себя одиноким.