Теперь на Украине со второго класса дети будут изучать один язык

Автор: Ольга СМЕТАНСКАЯ

По мнению специалистов, малыши, которых родители стараются напичкать английским и французским еще в детсадовском возрасте, придя в школу, могут утратить интерес к предмету "ФАКТЫ"

С нынешнего учебного года первый иностранный язык украинские школьники начнут изучать уже во втором классе. А с пятого станут осваивать и второй. По предварительным прогнозам Министерства образования и науки Украины, более половины ребятишек намерены изучать английский язык, на втором месте немецкий, затем французский и испанский. Русский язык, согласно своему статусу, к иностранным не относится.

-- Все второклассники обеспечены учебниками иностранного языка, -- сообщил ведущий специалист Главного управления содержания образования Министерства образования и науки Украины Оксана Коваленко. -- В достаточном количестве издана и методическая литература, так как преподавание иностранного в начальной школе имеет свои особенности. Упор делается на обучение языку в игре и общении. Единственная проблема -- дефицит педагогов. Первого сентября в Украине насчитывалось около 900 вакансий учителей иностранного языка. Особенно сложная ситуация с кадрами сложилась в сельской местности. Планируем выходить из положения, увеличивая учителям иностранного педагогическую нагрузку. Однако, судя по звонкам читателей, дефицит учителей -- не единственная проблема в изучении иностранного языка. К примеру, второклассница одной из столичных школ после первого же урока английского пришла домой в слезах: "Мама, все дети знают английский, одна я не знаю!" Оказалось, практически все ребятишки азы иностранного постигли еще в дошкольном возрасте -- в садике, с репетиторами, на курсах. Учительница устроила для них викторину, а Кате пришлось в это время испытывать комплекс неполноценности. Другую маму расстроили в детском саду, куда она привела пятилетнего сына. Узнав, что ребенок до сих пор(!) не учил английский, воспитательница в ужасе воскликнула: "Что вы себе думаете? Ребенок отстал! Наши дети с двух лет обучаются иностранному!" Правда, был и такой звонок: второклассник Андрюша, посетив несколько уроков английского, попросил бабушку "отпросить" его на тренировку по теннису: "Мне скучно. Они (дети. -- Авт.) еще букв не знают, а я перевожу песни Робби Уильямса на русский!" Оказалось, что Андрюша с трех лет дважды в неделю занимался английским с университетским педагогом!

-- Родители часто спешат напичкать дошкольника знаниями, чтобы, придя в первый класс, он был не хуже, а даже лучше других детей, -- говорит Оксана Ярославовна. -- Зачастую это дань моде: мол, соседский ребенок занимается с учителем иностранным, осваивает компьютер -- наш тоже должен! Никто, конечно, не имеет права запретить родителям это делать -- они платят деньги, разрабатывают для ребенка жизненную стратегию. Однако от такой подготовки иногда больше вреда, чем пользы. В первую очередь страдает здоровье ребенка. Во-вторых, в детских садах малышам нередко преподают иностранный язык "специалисты", которые в лучшем случае закончили курсы. Они не имеют методических знаний, да и иностранный могут знать плохо. А, к примеру, переучить ребенка произношению куда сложнее, чем научить правильному с самого начала! А в-третьих, дети, которых заблаговременно стараются напичкать знаниями, могут вдруг... напрочь потерять желание учиться. Процесс познания перестает быть для них увлекательным, так как они знают уже гораздо больше. И даже тогда, когда в изучении предмета начинается новое, увы, мотивация зачастую не восстанавливается. Самым оптимальным моментом для обучения иностранному считается время, когда ребенок учится читать и писать на родном языке. По мнению некоторых специалистов, в два-три года обучать иностранному не только нецелесообразно, но даже опасно. В этом возрасте у ребенка еще не сформирована артикуляционная база, и иностранная фонетика может отрицательно сказаться на произношении родной речи. Чаще всего такие проблемы подстерегают малышей, которые не выговаривают некоторых звуков родного языка.

-- Но если дошкольник достиг определенных результатов в изучении иностранного языка, эти знания нужно активно развивать, -- считает Оксана Коваленко. -- Возможно, есть смысл отдать его в специализированную школу с углубленным изучением иностранных языков или продолжить дополнительные занятия.

Источник: Факты (Киев) от 10.09.2002

Домашний персонал: