СУРРОГАТНАЯ МАТЬ

Автор: Анна Кукес

"Не та мать, что родила, а та, что воспитала" - гласит народная мудрость. Кажется, человечество решило ей последовать. Люди придумали новую форму материнства - суррогатное. Необычное словосочетание. Многим, очевидно, режет ухо. А еще - фигурирует в массе скандалов.

За последним и наиболее громким из них сейчас с живейшим интересом наблюдают США (газета писала об этом 22 августа текущего года). "Дело суррогатной матери и нерожденных близнецов" - так окрестили этот процесс. Молодая англичанка Хелен Бисли согласилась выносить и родить ребенка для американской супружеской пары, у которых уже есть сын. Недавно выяснилось, что Бисли носит не одного, а двух младенцев. Родители, которые "заказывали" только одного, потребовали, чтобы она избавилась от второго, то есть сделала аборт. На это Хелен ответила решительным отказом и едва не расторгла договор. Она предпочитает родить обоих близнецов и найти им приемных родителей.

Случай Хелен Бисли не уникален. Суррогатных матерей на земле, наверное, уже более полутора тысяч. Когда брак двух любящих людей безнадежно бесплоден, когда супруги в отчаянии, им остается только одно: найти молодую здоровую женщину, попросить ее: "Родите нам ребенка!", заплатить ей деньги, и она станет на девять месяцев просто инкубатором для чужого плода, выносит и родит не свое дитя. Она-то и есть та, кого называют суррогатной матерью. Когда-то это было абсолютно несбыточной фантазией. Кто-то считает это грехом. Церковь осуждает. А ученый-генетик, вероятно, чувствует себя Богом.

В основе такого способа произведения потомства две вещи: оплодотворение в пробирке (оно же - экстракорпоральное оплодотворение - ЭКО) и договор между биологическими родителями и женщиной - заменительницей матери. Другими словами, генетический материал плюс заказ. Главная фигура здесь - женщина-инкубатор. А еще - масса проблем: юридических, медицинских, религиозных, нравственных.

Предыстория

Исследования искусственного оплодотворения начались в 1950-х годах. И 25 июля 1978 года в Англии на свет появилась Луиза Браун, первый ребенок, зачатый не в организме матери. В 1979 г. в Мельбурне у Луизы появился "брат по методу". В начале 90-х гг. наступает новая эпоха в лечении бесплодия. С помощью клеточного инжиниринга врачи стали активно воздействовать на сам процесс оплодотворения.

Этот метод прошел путь от сенсации до обычной медицинской процедуры. Суть процесса такова: яйцеклетку оплодотворяют сперматозоидами вне организма матери в специальных условиях, некоторое время хранят в инкубаторе, где она превращается в эмбрион -зародыш будущего человека, потом вводят в матку, или подсаживают. Дальше - по традиции: беременность, роды. Яйцеклетка может принадлежать будущей матери, а может быть донорской. Так же как и сперма: либо от мужа, либо из банка спермы, от другого мужчины.

Успех ЭКО зависит от множества факторов: возраста супругов, состояния детородных органов, общего состояния организма, самой причины бесплодия. Но точно оценить шансы в любом случае довольно трудно. В среднем эффективность программы обычно не выше 30%.

Сначала попробуем сами

Врачи вообще утверждают, что сейчас каждая десятая пара в мире не в состоянии производить потомство. Вернее, не в состоянии производить потомство обычным, природным, естественным способом.

Некоторое время назад, сразу после нашумевшей свадьбы одной уже не очень молодой российской эстрадной певицы (ей тогда было за сорок) и более молодого начинающего певца (ему не было еще тридцати) в прессе появилась информация, что звездная пара зачала ребенка в пробирке. Слухи потом не подтвердились, но сам факт был вполне возможен. Женщина за сорок, даже за сорок пять, если позволяют здоровье и обстоятельства, может стать матерью, если ей будет введен эмбрион из пробирки. Естественным путем, конечно, - вряд ли. Но ЭКО могло бы помочь. Совсем недавно известный итальянский врач Северино Антонори, который собирается клонировать человека, помог таким способом забеременеть и родить женщине 63 лет. Она стала самой пожилой матерью в мире, известной науке.

А вот другой совершенно реальный случай, имевший место в России. 1995 год, Москва. Молодая женщина, москвичка двадцати четырех лет. имя ее называть не будем. Она была уже несколько лет замужем, и она, и ее муж - оба хотели ребенка. Она перенесла гинекологическую операцию. Врачи предупредили: "Хотите рожать - поторопитесь, не затягивайте: лучше, видимо, уже не будет". Она пыталась забеременеть, лечилась у трех врачей. Муж проверялся - все в норме, а детей все не было. Наконец решились на ЭКО. В августе 1997 года у нее взяли яйцеклетку, у мужа - сперму. Яйцеклетка вызрела, и в инкубаторе зародились два эмбриона. Ей позвонили на работу: "Срочно! Выезжайте! Надо делать подсадку. Эмбрионы ждать не могут!" Бросив все, примчалась в клинику. Подсадка прошла удачно - оба зародыша ввели в матку, после этого - еще день госпитализации почти без движения: не дай бог что сдвинуть, нарушить. Потом врачи рассказали: если в первые же 15 минут эмбрионы не приживутся, то все бесполезно. У нее не прижились. Когда она рыдала врачу в трубку, ей ответили: "Ну что ж вы хотите? Вероятность не более 30%. А мы, доктора, совсем не боги".

"Родите нам ребенка!"

Своими силами родить не получилось. Теперь несостоявшейся матери придется выбирать: либо лечиться и делать подсадки дальше. либо найти для своего младенца суррогатную мать.

Суррогатное материнство бывает разное, в зависимости от степени бесплодия пары. "Традиционные" или "частичные" договоренности предполагают использование яйцеклетки суррогатной матери и семени биологического отца. Таким образом заводят детей, например, и мужские гомосексуальные пары. При "полном" ("гестационном") суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком. В матку суррогатной матери вводят яйцеклетку от биологических родителей. Суррогатной матерью должна быть женщина молодая, до 35 лет, и, разумеется, здоровая. У нее непременно должна быть семья: и муж, и не менее двоих детей. Это необходимо для того. чтобы женщине было на кого перенести материнские чувства после расставания с новорожденным и тем самым несколько сгладить душевные переживания.

Технология суррогатного материнства существует чуть менее двадцати лет. За это время в мире подобным способом родились уже порядка полутора тысяч детей. В России, по официальной статистике, таких детей не больше десяти. На территории СНГ первый младенец появился в Харькове, там мама родила собственной дочке с врожденным отсутствием матки. Ребенку уже 6 лет.

Все они мои

У Хелен Бисли, о которой шла речь в самом начале, прижились оба подсаженных эмбриона. Она беременна только двойней. И уж если она, суррогатная мать, отказалась избавляться от одного из детей, то как, должно быть, непросто решиться на это матери настоящей, вынашивающей зачатых в пробирке детей.

В одну из женских клиник Мехико привезли однажды женщину, не суррогатную мать, у которой прижились сразу семь зародышей. Выносить семерых женщина вряд ли сможет - она умрет от истощения. Даже пятерых выносить трудно. Что ей делать? Врачи уговаривали и ее, и мужа, кричали: "Надо удалить хотя бы трех, иначе вы погибните! И они все вместе с вами! Ну для того ли вы все это затевали?" Она кричала, что доброй католичке не пристало делать аборт. Что сна слишком долго пыталась забеременеть, чтобы теперь вот так просто выбрасывать в помойку своих детей, с таким трудом приобретенных. "Но не всех же!" - настаивали врачи. "Сколько бы их ни было -все они мои!" - был ее ответ. Но прошло еще немного времени, три плода оказались в неправильном положении, от чего и так бы умерли еще до родов. Тогда мать согласилась. Три зародыша были удалены, остальных она выносила и родила.

Наука и религия никогда не ладили. А в данном случае - особенно. Однако разговор о морали, нравственности и религиозности скорее уместен, когда женщина сама вынашивает своих детей. Что же до суррогатного материнства, то здесь речь идет в первую очередь о финансовой сделке и материнском инстинкте, так по крайней мере полагает большинство. Видимо, поэтому резкий категорический отказ Хелен Бисли от аборта вызвал столько шума.

Рынок и мораль

Медицинский аспект решен абсолютно - технологически это и можно сделать, и делается. А вот юридические, моральные и этические проблемы часто непреодолимы. Так же как и клонирование, суррогатное материнство провоцирует споры, скандалы и беспрецедентные судебные процессы. Помимо чисто научной жажды познания, эксперимента и созидания, что во все времена неминуемо сталкивалось с общественным и церковным осуждением и недоверием, в подобном предприятии идет речь о немалых деньгах, ведь процедура не из дешевых. Прибавьте к этому конфиденциальность, полулегальность (кое-где это вообще запрещено законом), трудоемкость, риск неудачи (в конце концов это только эксперимент) и массу других юридических и просто человеческих нюансов. Вот и получается, что минимум в трети случаев скандал неизбежен.

Безусловно, зачатие в пробирке и любые эксперименты с человеческим генным материалом превращают детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Материнство становится при этом договорной работой, в которой, как в любом бизнесе, преобладает стремление к личной выгоде. Значит, суррогатное материнство - это рынок, бизнес, коммерция. Но, по словам одного нашего отечественного юриста, запрещать законом суррогатное материнство смысла нет. Получится то же, что бывает, когда в какой-либо стране запрещают аборты. Если нельзя легально, их будут делать подпольно, грязными руками и вязальным крючком, в результате каждая третья женщина будет умирать после такой операции от перитонита. Так же и суррогатное материнство: нельзя по закону - будут делать в обход.

Церковь усматривает в этом дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Даже феминистки всего мира разделились во взглядах на эту практику. С одной стороны, свободное осознанное решение родить ребенка для кого-либо может рассматриваться как осуществление права на самоопределение. С другой стороны -как сексуальная эксплуатация.

Однако для бездетной семьи это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа или жены. Подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. Может быть. речь идет не о коммерциализации деторождения, но о глубоко человечном акте любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна оценить их в денежном эквиваленте и может сознательно пойти на риск.

В связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса национальные законодательства и политика большинства стран ограничивают суррогатное материнство. В некоторых государствах (Франция и Германия) оно запрещено полностью. В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. К таким государствам относятся Канада, Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью-Гемпшир и Виргиния (США). Наконец, третьи государства ограничивают использование репродуктивных технологий в связи с суррогатным материнством (Дания, Норвегия, Швеция).

Согласна работать матерезаменителем

Поиск суррогатных матерей проходит в разных странах по-разному. В России это дело той семейной пары, которая желает завести ребенка. Никакого "банка" женщин, готовых предоставить свои услуги, нет. (По крайней мере, так считают врачи). Но и в России есть доступ к иностранным базам данных по суррогатному материнству. Кроме того, в разных центрах репродукции и гинекологии периодически раздаются звонки, и женщины предлагают себя в качестве суррогатных матерей.

По-иному поставлено дело в США. Сайт http://www. eggbank. corn/ - это огромная база данных, предлагающая данные о 300 донорах яйцеклеток.

Одной из основных проблем программы суррогатного материнства является психологическая нестабильность женщины, которая решила стать суррогатной матерью. Что толкнуло ее на это? Если она одинока и у нее масса материальных проблем, то сам факт наступления беременности станет для нее дополнительным стрессом - плюс к тем, что у нее уже есть. И часто она психологически ломается, и к тому моменту, когда появляется ребенок, сказываются законы природы - она начинает любить ребенка. Это чувство ничем невозможно ни сбалансировать, ни заменить. Такие женщины часто отказываются отдать ребенка. Как правило, судебные разбирательства по этому вопросу, которые имели место в мире, связаны либо с одинокими женщинами, либо с состоящими в гражданских браках, которые, как правило, не вызывают уверенности в стабильности ее семейного положения.

Что может заставить россиянку стать инкубатором для чужого плода, и так понятно. Представьте себе, молоденькая провинциалка получит за такую услугу не меньше пяти тысяч долларов, а за эти деньги в каком-нибудь небольшом российском городе можно жизнь свою устроить. У кого повернется язык осудить такую суррогатную мать? Кто не знает, как живет основная часть населения в Российской Федерации, пусть первый бросит в нее камень.

По закону, против закона и вне закона

Неудивительно, что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу суррогатного материнства серьезные сомнения этического характера, которые "не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры".

Очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. Известны случаи, когда бесплодные супружеские пары, подыскивая подходящую для такой роли женщину, пытались склонить к согласию на это кого-либо из родственниц. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

Как бы то ни было, законодательство в данной области настолько не разработано, что правовая путаница возникает везде и всегда, и у нас, и за рубежом. В свое время вся Америка с живейшим интересом следила за ходом судебного процесса Джонсон против Кальвертов, поднявшего массу вопросов, касающихся суррогатного материнства вообще. Супруги, не имеющие детей по причине удаления матки у миссис Кальверт, заключили соглашение с молодой незамужней медицинской сестрой Анной Джонсон об услуге суррогатной матери. За $10 000 последняя согласилась выносить беременность плодом, зачатым при оплодотворении яйцеклетки миссис Кальверт сперматозоидом ее же супруга. Однако незадолго до родов мистер Кальверт неожиданно передумал и... подал иск в суд штата Калифорния о признании Анны Джонсон настоящей матерью ребенка. В конечном итоге суд этот иск не удовлетворил, заявив, что генетически этот ребенок является потомком четы Кальвертов, а суррогатная мать, хотя и выносила его в течение долгих 40 недель, лишь играла роль няни, которой родители на время доверили свое чадо. Однако далеко не все были согласны с решением суда - миллионы рожавших женщин, знакомые с ощущением новой маленькой жизни, полагают, что именно беременность и роды, а не генетический материал половых клеток, делают женщину матерью.

Вообще суррогатное материнство - неистощимый источник разного рода курьезов и путаниц в статусе родственников. Например, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки собственной дочери, оплодотворенной сперматозоидом зятя, то кем она приходится родившемуся ребенку - матерью или бабушкой? Или матерью и бабушкой одновременно? Таких случаев история репродуктологии знает немало.

В международном контексте суррогатные соглашения по-прежнему будут практиковаться, в том числе между гражданами разных стран, и возникнут споры, ответ на которые нельзя найти в рамках существующих законодательных запретов на уровне одной страны.

Я и мои родители

Меньше всего в данном случае, как часто бывает, думают о виновнике всего предприятия - ребенке и его правах. Прежде всего, ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты. А главное - психологическая адаптация ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не будет ли проблем? А если ребенок будет видеться с этой женщиной после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Кроме того, новорожденный может быть генетически не связан с кем-то из родителей или даже с ними обоими. Любому мужчине и любой матери понадобится сила духа, чтобы смириться с этим. Ведь потом отцу придется воспитывать сына, который появился на свет благодаря сперме чужого мужчины. Или мать будет растить дочь, рожденную из яйцеклетки совершенно чужой женщины. Где-то будет существовать женщина, которая носила под сердцем дитя. принадлежащее другим, и потом долго принимала гормональные препараты, чтобы заглушить в организме бурю, именуемую материнским инстинктом. А ребенок, зачатый в колбе, вызревший в инкубаторе и произведенный на свет не тем, кого он называет мамой и папой, будет, наверное, некоторое время думать, что взрослые просто развлекают его сказками о каких-то чудесах. Хорошо, если так.

Старо как мир

Легенда гласит следующее. Царевич Вардхамана, получивший почетное прозвание Махавира (в переводе с санскрита это означает "великий герой") был основателем джайнизма - религии, по сей день исповедуемой в Индии, США и других странах мира. Жил он в V веке до н. э. И история о его происхождении удивительным образом предугадывает один из методов искусственной репродукции человека - метод суррогатного материнства.

Дело в том, что Великий герой решил подшутить над богами и родиться не в том сословии, в каком ему было положено, не у высокородных кшатриев, а у незнатных брахманов. На земле забеременели сразу две женщины: кшатрийка и брахманка. Допустить, чтобы Великий герой родился от брахманки, боги не могли. Поэтому им пришлось, прибегнув к своим сверхчеловеческим способностям, пока обе женщины спали, поменять их младенцев местами. Плод кшатрийки вложили в чрево брахманки и наоборот. Так Великий герой родился в подобающем сословии. И обе женщины, сами о том не подозревая, стали суррогатными матерями. Зачали они в один и тот же день, так что к моменту трансплантации зародыши были ровесниками. Это ровно три лунных месяца, три лунных цикла.

Но это из области легенд. А реальная история человечества говорит о том, что на самом деле прообраз суррогатного материнства появился за несколько тысячелетий до того, как изобрели ЭКО. Для чего же еще возникли в свое время институты наложниц, содержанок, гаремы, крепостные жены? Человек запрограммирован природой на продолжение рода, и если не получается самым простым и естественным путем, значит, надо придумать другие. Если жена египетского фараона не могла иметь детей или не могла родить сына-наследника, ничто и никто, а меньше всех - сама царица, не могли запретить правителю взять в наложницы девушку из достойной семьи и щедро вознаградить ее, чтобы она родила царской чете сына.

Так что, судя по всему, суррогатное материнство - ровесник человечества, многие лучшие представители которого появились на свет именно таким способом. Так как же относиться к суррогатному материнству - как к благу или как к неизбежному злу? Религиозные, моральные, нравственные, юридические, этические и научные споры вокруг этого не утихнут никогда. Ясно одно: суррогатное материнство - это просто факт, оно есть и, по всей видимости, никуда теперь от нас не денется.

***

Суррогатной матерью должна быть женщина молодая, до 35 лет, и, разумеется, здоровая. У нее непременно должна быть семья: и муж, и не менее двоих детей

***

Безусловно, зачатие в пробирке и любые эксперименты с человеческим генным материалом превращают детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков

Источник: Россiя (Москва) , N149 от 31-08-2001

Домашний персонал: