Детские программы

Автор: Аркадий Кадиев

Идея создания первой детской программы, в которой развлечение сочеталось бы с обучением, родилась в Америке в 60-х годах двадцатого века. Тогда большой популярностью пользовалась психологическая теория Блума, согласно которой половина информации, получаемой человеком за всю его жизнь, закладывается до четырех лет. Поэтому и было решено развивать интеллект нации за счет дошкольного образования. Для разработки специального телевизионного образовательного проекта, рассчитанного на детей от трех до пяти лет, была сформирована исследовательская группа во главе с известным психологом Эдвардом Палмером.

Предполагалось создать особую, яркую образовательную среду, которая бы активно стимулировала развитие познавательных навыков у дошкольников. Название проекта, придуманного командой Палмера, - первая передача "Улицы Сезам" появилась в эфире 10 ноября 1969 года - теперь хорошо известно и в России. Ее героями были смешные тряпичные куклы с огромными ртами и живые люди.

Поначалу обитатели "Улицы" в игровой форме обучали детей писать и читать, пели и плясали. Позднее специалисты Техасского университета провели исследование, которое показало, что дети, смотревшие "Улицу Сезам", действительно учатся лучше, чем их сверстники, увлекающиеся мультяшками. Однако дальнейшее увлечение американцев развлекательными технологиями и перенесение игровых методов в систему школьного образования дали плачевный результат. Новая образовательная стратегия США была развенчана буквально спустя десятилетие. "Нация в опасности!" - этими словами начинался доклад комиссии экспертов, созданной в 1981 году администрацией президента Рейгана с целью проанализировать состояние государственных и частных школ, колледжей и университетов. Доклад попал в печать и вызвал в обществе шок. Авторы доклада констатировали, что "в 60-е годы Соединенные Штаты казались всемирным центром творческой активности. В учебные планы и учебники были внесены принципиальные изменения, общественная атмосфера благоприятствовала творчеству. Но сегодня эта тенденция обратилась в свою противоположность. Мы столкнулись с проблемой падения интеллектуальных способностей в общенациональном масштабе..." Комиссия, в которую входили ректоры университетов, специалисты в области промышленности, высокопоставленные чиновники, отмечала: "Если бы враждебная держава навязала Америке этот посредственный уровень образования, то это надо было бы рассматривать как агрессию. Но, похоже, мы сами в ответе за то, что с нами происходит".

Впрочем, на сериал "Улица Сезам" эта история никак не повлияла. Со временем в этом детском телешоу стали появляться общественно-политические и социальные сюжеты, именитые гости - кинозвезды и политики. В последние годы гостями программы были Барбара Буш и Хиллари Клинтон. А совсем недавно на "Улицу Сезам" забрел даже Кофи Аннан - он принял участие в программе, посвященной разрешению конфликтов. Со временем программа распространилась по всему миру, причем в каждой стране она адаптировалась к национальному менталитету, культуре и традициям. К примеру, южноафриканская версия "Сезама" отважилась даже включить в программу героиню - больную СПИДом. По мнению правительства ЮАР, таким образом дети будут лучше осведомлены о проблеме, ставшей едва ли не главным бедствием континента.

За минувшие тридцать лет сама программа "Улица Сезам" изменилась, у нее появилось множество родственников (лицензионных программ), подражателей и последователей. Это немудрено, ведь формат детских образовательных передач, основанных на игровых формах, оказался более чем успешным. К слову, в Советском Союзе эту нишу образовательной программы для дошколят долгое время занимала "АБВГДэйка".

Британский вариант В 90-х годах на пятки американцам стали наступать британцы из телекомпании ВВС, а точнее, из компании Ragdoll, уютно устроившейся на родине Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне. Британцы посчитали, что угроза деградации нации им не страшна, и, если дополнить образцовую ультраконсервативную английскую систему образования несколькими дошкольными образовательными программами, народ только выиграет. За время своего более чем десятилетнего существования Ragdoll создала несколько детских развлекательно-образовательных шоу. Почти все они, как и американский "Сезам", были рассчитаны на дошколят в возрасте от трех-четырех лет и младших школьников. Однако ВВС решила пойти дальше американцев и создать развивающую программу для детей до трех лет, которые еще даже не умеют говорить, но, по успевшей стать хрестоматийной теории Блума, впитывают информацию о внешнем мире в гигантских объемах. Причем на пороге XXI века традиционные сказочные персонажи для образовательной программы уже не подходили - в детской программе должна была отражаться современная цивилизация, которая бы не пугала маленького человечка, а будила в нем фантазию и стремление познавать мир. Нужно ли говорить, что стоявшая перед психологами, художниками, авторами сценариев и продюсерами из Ragdoll задача создать программу для едва делающих первые шаги детей была равносильна разработке телепередачи для марсиан. Быть может, поэтому герои Teletubbies и оказались похожими скорее на инопланетян, чем на людей. После многолетних экспериментов и поисков на свет появилась четверка плюшевых человечков - Тинки-Винки, Ля-ля, Дипси и По - со смешными антеннами на головах и телеэкранчиками на животиках. На глазах у многомиллионной британской детворы пять лет назад создания принялись лакомиться пузиблинчиками и с хохотом гоняться за глазастым живым пылесосом по имени Ну-ну. В какой-то момент игра останавливалась, и на брюшках телепузиков загорались экранчики - своеобразные окна из мира сказки в мир реальности. Благодаря этим экранам дети-телезрители могли попасть в реальный мир своих сверстников, которые пускали кораблики в ванной, рисовали красками в детских садах или считали аппетитные сосиски во время загородного пикника. Как и ожидалось, дети от телепузиков были без ума. Но зато у многих родителей телепрограмма вызвала сильное раздражение.

Тинки must die "Сага о телеуродцах начинается с восхода, а завершается закатом солнышка. Оно представлено румяным личиком младенца, который не умеет говорить, и только смеется, глядя на всю происходящую в Телепузии дребедень. Затем появляется виртуальная полянка, где хрумкают кролики, а из холмика вырастают перископы, антенны, излучающие невесть что, труба с вертушкой - видимо, радар. Налицо типичная атрибутика системы тотальной слежки, облучения, психического воздействия. Эта квакающая конструкция отслеживает каждый шаг каждого телепузика. Не правда ли, весьма удачно завуалированный под сказку образ общества глобального контроля?" Такова вполне типичная реакция завсегдатаев российских интернет-форумов на очередные серии "Телепузиков". Им вторят представители православной церкви. Священнослужители в своих проповедях называют сериал не иначе как "Страной дураков", где "маленьких зрителей учат безделью". "Над новым поколением нависла угроза деградации, и виною тому - западные телепузики!" - восклицал не так давно один из представителей РПЦ. Странно, но по другую сторону океана - в Америке - британских персонажей тоже не жалуют. Американским журналистам видятся в ландшафтах Стратфорда-на-Эйвоне апокалиптические картины планеты после термоядерной войны. А в отношениях самих телепузиков американцы усматривают пропаганду образа жизни секс-меньшинств. Не понравились они и эстетам-французам, которые запросто обзывают в прессе четверку героев Teletubbies "бесформенными инфернальными уродцами", которые постоянно "рыгают и пукают". Телевизионным специалистам не нравятся медлительность героев, многочисленные повторы в рамках одной и той же передачи, примитивность языка и незамысловатость песенок и игр. Защитники же проекта убеждены, что ребенку до трех лет недоступно абстрактное мышление (оно развивается гораздо позднее). Только начинающим жить маленьким людям надо дать понятие о цвете, форме, свойствах того или иного предмета. Сами же передачи призваны стимулировать у детей интерес к познанию окружающего мира, как опытным путем, так и посредством коммуникаций, без которых немыслима современная цивилизация. Что же до повторов, то, по мнению ряда психологов, именно таким путем младенец сможет запомнить определение тех или иных вещей, и в данном случае язык форм, цвета, музыкальных звуков и шумов, предложенный британцами, универсален. Впрочем, сегодня о "Телепузиках" в России правильнее говорить в прошедшем времени - после двух сезонов трансляции компания РТР решила отказаться от сериала и, по словам руководства канала, возобновлять контракт с британцами не собирается. Нишу программ для самых маленьких на канале будут, как и прежде, занимать лишь "Спокойной ночи, малыши!" с Хрюшей и Степашкой. Остальные телеканалы предпочитают пока идти путем, проторенным западным телерынком, транслируя на своих частотах западные детские проекты. Русский вариант "Улицы Сезам" не так давно перекочевал с НТВ в сетку СТС, где появляется ежедневно в 6.35. Тем временем ОРТ собирается в новом сезоне запустить в эфир лицензионный британский проект. Каналом приобретено 390 серий детского проекта ВВС под названием "Твинис" (Tweenies). Герои "Твинис" чем-то сродни телепузикам: здесь так же задействованы четыре куклы, так же, как и в "Пузиках" - два мальчика и две девочки. Но на этот раз у кукол вполне человекообразный вид. К тому же в отличие от телепузиков "твинисы", как и обитатели "Улицы Сезам", рассчитаны на дошкольников в возрасте от трех до пяти лет.

***

Экспансия телепузиков.

1. После премьеры "Телепузиков" количество зрителей австралийского телевизионного канала ABC увеличилось в тринадцать раз. В течение трех лет в Австралии было продано более двух миллионов книг и 1, 7 миллиона видеокассет.

2. Во время показа "Телепузиков" доля аудитории таиландского телевизионного канала Channel 7 и швейцарского телевизионного канала SF1 составляла 97 процентов.

3. После презентации в марте 1999 года в Германии было продано более 2 миллионов экземпляров книг о "Телепузиках".

4. Во Франции в 1999 году было продано 1, 5 миллиона плюшевых телепузиков. А в течение трех лет - более 500 тысяч видеокассет только с тремя сериями "Телепузиков".

5. В Соединенных Штатах общий тираж проданных книг о "Телепузиках" составил более тринадцати миллионов экземпляров. А выпущенная на видео третья серия "Телепузиков", "Мои любимые предметы", сразу же заняла первое место по популярности среди детских программ.

6. В Южной Корее за первые четыре недели продаж было раскуплено более 100 000 видеокассет.

7. В Бельгии за один месяц было продано 77 тонн печенья "Телепузики".

8. В Сингапуре у каждого ребенка дошкольного возраста есть книга о телепузиках.

Источник: Итоги (Москва) от 13.08.2002

Домашний персонал: