О СТРАХАХ, ЭМОЦИЯХ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Автор: С. РОГАЧЕВА
С. РОГАЧЕВА, ведущий специалист центра человековедческой компетентности педагогов проф. В. М. Шепеля
"Дочь очень переживает из-за отметок, хотя учится неплохо. Самостоятельные, контрольные, проверочные работы и диктанты вызывают у нас панический ужас. Дома она готовится допоздна. И все равно часто приходит со слезами: "Ой, у меня в работе два исправления! " или "Я забыла ответ в задачке написать! ". Поначалу мы просто посмеялись над ней, а теперь меня это сильно волнует".
"В классе у меня есть ребенок, который отличается некоторыми странностями. То под парту во время урока заберется, то в переменку ляжет в проход между рядами, как-то прятался от меня за лыжами, которые дети принесли на физкультуру. Беседовала с мамой, та ничего определенного не сказала. А я просто теряюсь, как реагировать на эти его выходки".
"Саша выходит из дома за 40-45 минут до начала занятий, хотя мы живем в 10 минутах ходьбы от школы. Он постоянно боится опоздать. Говорит, что не хочет, чтобы его ругали. Наши убеждения на него не действуют. Подскажите, как тут быть".
Дети, как и взрослые, могут отличаться повышенной тревожностью, эмоциональностью и впечатлительностью. Став школьниками, они переносят эту свою особенность и на учебную деятельность. Переживают из-за возможных ошибок, отметок, озабочены тем впечатлением, которое они произведут на окружающих и, прежде всего, на учителей.
Эмоции, в том числе эмоции страха, являются сильными регуляторами поведения людей. При этом они могут мобилизовать человека, побуждать его к более эффективным действиям, или, наоборот, будут тормозить его активность или способствовать переходу к шаблонным формам поведения (например, заиканию, слезам, бегству и другим видам уклонения от ответственности).
Причиной многообразных страхов школьников часто является неадекватная семейная атмосфера. Если тревожного ребенка перегрузить ответственностью за результаты его учебной работы, то последние могут не просто снизиться, а появиться как стойкие фобии. Программирующие фразы "Смотри, занимайся хорошо! ", "Не подведи нас с отцом! " или упреки типа: "Ну что, больше, чем на тройку, не тянешь? ", "Почему ты совсем не думаешь? Мы же все это дома разбирали! " действуют на эмоциональных, впечатлительных детей, которые к тому же обладают повышенной ответственностью, крайне отрицательно. Они принимают вину на себя и стараются избегать тех ситуаций, где они сами или результаты их работы могут быть подвергнуты негативной оценке. Эти тенденции иногда принимают и достаточно нестандартные формы, подобные тем, что описаны в одном из примеров (прятаться под стол и т. д.).
Чрезмерно эмоциональные школьники наверняка плохо напишут контрольную работу, если им сказать, что оценка за нее сильно повлияет на годовую или четвертную отметку. И, напротив, если их убедить, что в проверочной работе не будет ни одного задания, которого бы они не отрабатывали на уроках и что они справлялись и с более сложными заданиями, то результат будет достаточно высоким. В течение же учебного года повышенную тревожность детей можно использовать для формирования таких черт личности, как исполнительность, трудолюбие, ответственность, аккуратность и предусмотрительность.
Озабоченность родителей и учителей повышенной эмоциональностью, тревожностью и страхами школьников обоснованна. Дело в том, что, если своевременно не оказать ребенку квалифицированную психологическую помощь, не научить, как можно совладать с чрезмерной тревожностью и эмоциональностью, то в дальнейшем эта черта может приобрести характер психологический. Уже в раннем подростковом возрасте скованные позы, дрожание рук, ног, заметные изменения артикуляции и интонации, громкости речи, значительные вегетативные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение, усиленное сердцебиение, позывы к мочеиспусканию и рвоте, опорожнению кишечника), суетливость, слезливость и другие проявления повышенной тревожности и эмоциональности могут стать серьезной проблемой и для самого школьника, и для его окружения.
Подбор средств, позволяющих снять повышенную эмоциональность, различные страхи и фобии должен быть сугубо индивидуальным и опираться на диагностику индивидуально-психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой протекало и протекает его развитие.
Нарушение этого требования, попытки применить к учащимся младших классов неадекватные формы психолого-педагогического воздействия могут привести к появлению на фоне стойких фобий комплекса неудачника и даже стать причиной суицидального поведения.
Источник: Волга (Астрахань) от 30.01.2003