Плохих малышей не бывает
Кому из нас не известно шутливое, перефразированное выражение: "Битие определяет сознание ",
А у англичан есть поговорка: "Пожалеешь розгу, испортишь ребенка ".
Итак, что же лучше: отшлепать шалуна, поставить его в угол или демонстративно часами не разговаривать с ним?
Сначала постараемся разобраться, почему дети безобразничают? В разном возрасте это происходит по разным причинам.
Сегодня поговорим о самых маленьких, кому не исполнилось двух с половиной лет. В этом возрасте детей
бессмысленно ругать или наказывать, как бессмысленно кричать на грудничка, когда он пачкает пеленки.
Малыши еще не могут отвечать за свои поступки, потому что они еще не понимают, когда поступают плохо.
Означает ли это, что нужно позволять им делать все, что заблагорассудится? Конечно, нет, потому что
в таком случае ваша кроха никогда и не выработает понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.
Самых маленьких необходимо учить, как следует и как не следует поступать, не через наказание, а объясняя
или просто показывая, что вас огорчает, а что радует. Возьмем пример, с которым неизменно сталкиваются
все взрослые.
Сидя за обедом, малыш вертится и опрокидывает тарелку с супом. Суп растекается по клеенке, льется вниз
и обливает подол вашей юбки. Первая реакция при этом шлепнуть, ведь вы сто раз предупреждали: "Сиди спокойно.
Не крутись". Не спешите набрасываться на малыша с криком: "Зачем ты это сделал? Как не стыдно!
Плохой мальчик! " Вашей несдержанностью вы нанесете ребенку глубокую рану, а если это будет
повторяться из раза в раз, то в дальнейшем это может искалечить всю его судьбу.
Это не громкие слова. Дело в том, что в раннем возрасте ребенок еще только начинает познавать мир.
Вы являетесь для него и источником любви, и учителем, и защитой. Если вы на него кричите, а тем паче
говорите, что он плохой, то он воспринимает ваши слова буквально: он плохой, и его никто не любит.
Ничто не может сделать вашего кроху более несчастным. Он горько рыдает не оттого, что вы отругали
его за пролитый суп, а оттого, что считает, что лишился вашей любви. Кроме того, как ни странно это
звучит для вас, он не понимает почему.
У ребенка до двух лет еще не выработалось осознание причин и следствия. Он просто-напросто не понимает,
что это именно он пролил суп, а тарелка не опрокинулась сама или суп сам не выпрыгнул из нее вам на колени.
Он действительно искренне не осознает этого.
Что же делать в подобной ситуации?
Сдерживать себя, не давая волю чувствам? Но если раздражение будет
накапливаться, то рано или поздно оно прорвется. К тому же ребенок будет постоянно чувствовать, что
вы им недовольны, а это может плохо сказаться на психике вашего малыша. Лучше всего, если вы выплесните
свои эмоции, но направите их не на ребенка. Ваше восклицание: "Что теперь делать? Весь стол залит.
И на юбке такое пятно! " - поможет вам выпустить пар. Ребенок, как камертон, настроен на ваше настроение.
Он тотчас поймет, что вы огорчены, и пожалеет вас.А если после этого вы объясните ему, как избежать
подобной неприятности, то будьте уверены, что он приложит все усилия, чтобы подобные огорчения
случались как можно реже.
Даже когда вам кажется, что маленький ребенок сознательно делает плохой поступок, проанализируйте ситуацию.
Скорее всего, вы ошибаетесь. Однажды, когда моему сыну было два года, произошел такой случай. Его
заинтересовало, кто же поет в кассетном магнитофоне. Чтобы удовлетворить свое любопытство, он потянул
кассетник к себе. Хрустальная вазочка, которая стояла перед магнитофоном, упала на пол и разбилась.
Увидев, что произошло, я поступила, как большинство мам в таких случаях: отругала его. Реакция малыша
оказалась непредсказуемой. Через пару минут он вернулся с палкой и ринулся на магнитофон. Хорошо еще,
что я вовремя успела спасти кассетник от разрушения. Чаще всего подобное поведение ребенка вызывает
у взрослых ответный всплеск агрессии. Малыша обвиняют в том, что он злой, упрямый, непослушный. К счастью,
у меня хватило ума понять, что он ни в чем не виноват. С его точки зрения я поругала его несправедливо,
ведь это не он спихнул вазочку с полки, а магнитофон. Значит, магнитофон и есть виновник, которого
следует наказать. В два года ребенок еще не может объяснить ход своих мыслей, поэтому естественная
реакция восстановить справедливость самому. Я объяснила сынишке, что магнитофон разбил вазочку не
нарочно. При помощи резиновых игрушек мы проделали несколько опытов и убедились в том, что если
потянуть к себе какую-то вещь, при этом обязательно сшибешь ту, что стоит перед ней. В результате
мой малыш "простил" магнитофон, но и сам запомнил, как поступать нельзя.
Иногда взрослые могут предвидеть нежелательные поступки ребенка. В таком случае не нужно подвергать малыша
искушению. Еще один маленький пример. Если вы выходите на прогулку после дождя, ребенок непременно полезет
в лужу, иначе это не ребенок. Вы хоть кол на голове тешите, но пока он маленький, вам не удастся объяснить
ему, что залезать в лужи нельзя, потому что он может испачкаться, промокнуть и заболеть. Ему еще не по
силам строить такие сложные логические цепочки. Можно строго-настрого запретить наступать в лужи, но стоит
вам отвернуться, он все равно не сумеет удержаться от искушения.
Есть другой вариант. Договоритесь с малышом, что когда он гуляет в резиновых сапогах, ему разрешается шлепать
по лужам, а когда в другой обуви, лужи нужно обходить. Такая игра: кто наступил в лужу, тот проиграл. Это
избавит вас от ненужных одергиваний, а гуляя в сапогах, малыш сможет сполна насладиться этим любимым всеми
детьми занятием. Договаривайтесь с ребенком до того, как вы вышли на улицу, и скоро вам не придется напоминать,
что если он в промокающей обуви, лезть в лужи не стоит. Давайте ребенку как можно больше свободы, тогда ваши
запреты будут восприниматься действительно, как запреты, и не заставят малыша взбунтоваться.
Самое главное, чтобы малыш получил урок, но при этом в его душе не осталось рубца. Ни один маленький ребенок не
безобразничает нарочно, чтобы досадить взрослым. Он просто еще не знает правил хорошего поведения. Ваша
задача - ясно и понятно объяснять ему, что можно делать, а что нельзя и почему.
Тогда со временем он сам научится оценивать свои поступки.
Источник: Социономия (приложение к журналу Социальная защита) (Москва), 15/04/2002