Кто на свете всех умнее?

Автор: Галина ЛЕОНОВА

Вы когда-нибудь задавались вопросом: кто на свете всех умнее? Представьте, ученые утверждают, что самые умные - маленькие дети: по объему интеллектуальной работы они оставляют нас, взрослых, далеко позади! Это они, а не мы максимально используют все сто миллиардов собственных мозговых клеток, с неутолимым любопытством ищут и находят новую информацию и играючи ее усваивают.

"ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ"

К моменту рождения у ребенка имеется лишь "генеральный план" развития нейронной сети - генетически заданная архитектура мозга, В "плане" заложены функции, обеспечивающие жизнеспособность: сердцебиение, дыхание, пищеварение, поддержание температуры тела, простейшие двигательные рефлексы. Однако еще в материнской утробе мозг откликается на новую информацию и начинает выстраивать новое, великолепное и удобное здание, с хитросплетением переходов и лабиринтов - по собственному, индивидуальному проекту. Отделившись от материнского организма, младенец полностью зависит от разнообразных сигналов из окружающего мира - слуховых, зрительных, осязательных. Строительство головного мозга набирает темп. Как отстраивается это уникальное здание? В строго определенный период между разными ареалами мозга возникают "скоростные информационные каналы" и туда направляются потоки информации. Между определенными ареалами устанавливаются и закрепляются прочные связи, которыми человек станет пользоваться всю жизнь. Согласно новейшим данным, сигналы извне активируют клетки мозга - нейроны - избирательно. Но самое главное: стимуляция нервных клеток ведет не только к усиленному производству связующих субстанций, там возникают новые "входные элементы"! Спрос рождает предложение: под воздействием информативных сигнальных импульсов мозговая материя наращивается и формируется. На стадии "открытых дверей" новые входы и связи образуются с мощной взрывной энергией. Каждая клетка соединяется импульсами с почти 15 тыс. других нейронов, которые могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга. Это одна из сложнейших сетевых систем во Вселенной, объединяющая до ста биллионов информационных адресов. Увидел младенец материнскую или отцовскую улыбку - в тот же миг укрепляется связь между его глазом и зрительным центром. Услышал ребенок песенку - и тут же помчались сигналы по цепочке между ухом малыша и формирующимся слуховым центром. Заплакав, ребенок нашел утешение в теплых родительских руках - и в мозгу у него совершенствуются и вызревают так называемые эмоциональные ареалы. "Эти "открытые двери" захлопываются одна за другой с появлением каждой новой свечки на именинном торте!" - пишет американский журнал "Newsweek". И если надежная связь между нейронами не образовалась, пока дверца была распахнута, ох как трудно будет в дальнейшем наверстать упущенное!.. В 70-е годы мир потрясло открытие нобелевских лауреатов Торстена Визеля и Давида Хубела, которые доказали, что дети обучаются не только ползать, ходить, говорить, но и видеть. Именно между четвертым и восьмым месяцами жизни ребенок максимально восприимчив к зрительным сигналам, он познает зримый мир. Поначалу каждый глаз учится смотреть в одиночку, а пространственное, объемное видение развивается примерно к двум годам, когда малыш уже умеет хорошо ходить и получает возможность смотреть на предметы с разных сторон. К этому возрасту в коре головного мозга формируется зрительный центр. Известно, что еще до рождения дети слышат разные звуки, в том числе голоса родителей. Грудной младенец пытается подражать матери. Издавая звуки и слушая собственный лепет, он создает себе нечто, вроде инструкции: как это делается и зачем. Сперва его интересуют любые шумы, но к двенадцати месяцам ребенок уже в состоянии вычленить в массе всевозможных шумов речевые сигналы. Отвечая на речевые раздражения, мозг формирует речевой центр, приспосабливаясь к системе родного (обычно, материнского) языка - по ритму и интонации, затем по определенным звукосочетаниям, характерным для данного языка. Лингвисты знают: лепет годовалых детей, которые растут в различной языковой среде, звучит совершенно по-разному. И как выяснилось, речевые связи и установки, наработанные в раннем возрасте, впоследствии изменить очень трудно. К пяти годам ребенок овладевает сложнейшим грамматическим комплексом языка, не сознавая отдельных структур, но свободно используя всю систему. Почти с той же легкостью, что и дети, растущие в единой языковой среде, и почти в том же возрасте (обычно чуть позже) начинают говорить дети иностранцев, которые оказались в среде чужого языка. Они становятся "двуязычными", свободно переходя из одного речевого пространства в другое, и говорят без акцента. "Дверь" становления речи закрывается тоже в свой срок - примерно в четыре - шесть лет, и значит, стадия максимальных возможностей к этому возрасту завершается. Редкостные способности полиглотов, по всей вероятности, объясняются тем, что речевой "канал связи" не закрылся в положенное время, однако обычному человеку для изучения иностранного языка в возрасте старше пяти лет требуются известные волевые усилия. А уже в десять лет шансы овладеть чужим языком, как родным, относительно невелики.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ

Не секрет, что корифеи музыки начинали свои штудии в нежном возрасте - навык владения музыкальным инструментом создается тем легче, чем раньше начать.Известно также: нотную грамоту дети способны усвоить прежде азбуки. Трехлетние дети, получающие первые уроки игры на фортепиано и ежедневно поющие в хоре, через шесть - двенадцать месяцев обгоняют своих сверстников в сообразительности. Они успешнее решают головоломки и математические задачки, легче ориентируются в геометрических фигурах и лучше рисуют. По мнению американских психологов, занятия классической (!) музыкой развивают и тренируют мозговые связи, отвечающие одновременно за музыкальные способности и за логическое мышление, вместе с ориентацией в пространстве. У тех, кто играл на гитаре, скрипке или виолончели в возрасте до одиннадцати лет (стадия "открытых дверей" для восприятия музыки начинается в три года и продолжается до десяти лет включительно), в коре головного мозга образуются специфические изменения. Благодаря тренировкам у юных музыкантов там, куда поступают сигналы от мускулов, кожи и суставов рук, задействовано гораздо больше нервных клеток. Эти нейронные "излишки" обеспечивают в дальнейшем особую точность при простых и сложных движениях рук.

"ТОП, ТОП, ТОПАЕТ МАЛЫШ..."

Ловкость движений, как и вообще вся моторика, закладывается в мозговую сеть очень рано: строительство "моторного механизма" начинается на седьмой неделе внутриутробного развития. Появившись на свет, младенец должен решить весьма непростую задачу: координировать непроизвольные движения во всех частях тела. Затем он осваивает движения рук: как протереть глаза, как поднести ко рту палец, соску. .. Закрепляется нейронная "матрица" к концу второго года жизни. В этом возрасте мозг уже руководит всем комплексом разнообразных и сложных движений, включая прямохождение, бег, балансирование. Третий год оттачивает и облегчает движения и их координацию. Если ребенок из-за болезни или травмы не смог овладеть совокупным механизмом моторики до четвертого года жизни, в дальнейшем это будет даваться с трудом.

ХОХОТУН ИЛИ ПЛАКСА?

Основа нейронных цепочек, отвечающих за эмоциональный мир человека, тоже имеется в "плане" еще до рождения. И опять-таки, ареалы мозга, которые регулируют наши эмоции, формируются и вызревают в зависимости от приобретенного эмоционального опыта. Всякая ласка от окружающих, любой знак участия, понимания и поддержки, равно как и всякая холодность, игнорирование, проявление неудовольствия и неприязни интенсифицируют и закрепляют соответствующие взаимосвязи. Особая (лимбическая) система в мозгу, которая состоит из множества структур, позволяет нам чувствовать страх или радость, гнев или удовольствие. Эта система задает тон, определяет, как данный человек реагирует в стрессовой ситуации - сдержанно, агрессивно, истерикой или паникой. Другой ареал (префронтальный) отвечает за связь эмоций с разумным поведением. Здесь концентрируется эмоциональная память и формируется особый центр, помогающий нам в повседневной жизни распознавать эмоции и справляться с ними. По данным томографических исследований, оба этих мозговых участка отличаются максимальной активностью между шестым и двадцатым месяцем жизни. Именно на этой стадии у детей закладывается эмоциональное отношение к близким. Перенесенные в раннем детстве психические травмы или чрезмерные эмоциональные нагрузки оставляют в мозгу своего рода "биохимический шрам": у травмированного человека и во взрослом возрасте даже при небольших психических нагрузках вырабатывается слишком много стрессовых гормонов - и его поведение становится неадекватным. Впрочем, нельзя забывать, что в эмоциональной сфере важнейшую роль играют гены. Темперамент, вспыльчивость или инертность являются в основном наследуемыми качествами, однако "канал" для овладения эмоциями, к счастью, остается открытым долго - вплоть до полного полового созревания.

ЭНЕРГИЯ МЫСЛИ

Мозг новорожденного поглощает сравнительно мало глюкозы, следовательно, в первые недели жизни мозговой обмен наименее интенсивный. Но с каждым месяцем интенсивность процессов нарастает, так что уже к двум годам интенсивность обмена веществ достигает уровня взрослого человека. В возрасте от двух до десяти лет детский мозг потребляет ВДВОЕ БОЛЬШЕ энергии, чем взрослый. Начиная с десятилетнего возраста, интенсивность мозговых обменных процессов снижается. По последним данным, мозг сохраняет свою пластичность до старости и способен перестраиваться. Те же сигнальные и проводниковые субстанции, которые обеспечивают суперактивность детского мозга, достаточно живенько бегают и у нас, помогая нам неплохо "шевелить мозгами". Даже при травмах и после инсульта, когда разрушается часть нервных клеток, соседние клетки подключаются к решению новых для себя задач, и мозг организует работу по-новому. Практически разница лишь в одном: взрослым не дано учиться легко, как детям. "Дни открытых дверей" позади, восприимчивость ослабевает, а значит, взрослому человеку для расширения горизонтов нужна мотивация и упорный труд.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕЧЬ. Максимальная восприимчивость: от рождения и до пяти-шести лет, постепенно ослабевая к десятилетнему возрасту. К концу первого года в мозгу уже сформированы цепочки, анализирующие речь. Детский лепет приобретает определенный ритм и интонацию, малыш способен воспроизводить звукосочетания родного языка. В это время он легко воспринимает второй язык. В трехлетнем возрасте дети, играючи, могут усвоить и еще один иностранный язык. Говорите с ребенком как можно больше, используя конкретные понятия и стараясь четко артикулировать. Избегайте закрепления дефектов речи. Не пресекайте его естественное любопытство, наоборот, возбуждайте и провоцируйте его интерес в разных направлениях.

МОТОРИКА.

Максимальная восприимчивость: в течение трех первых лет. К концу второго года жизни нейронные цепочки формируются настолько, что ребенок способен координировать сложные движения и сохранять равновесие при ходьбе и беге. Третий год - шлифовка умений. Относитесь к подвижности малыша как к норме. Не мешайте ему удовлетворять естественную потребность в активных движениях. Почаще и с удовольствием балуйтесь вместе с ним. Играя, будьте корректны: создавайте ситуации, в которых малыш тоже может себя проявить. Демонстрируя собственную ловкость, не вышучивайте ребенка, но с уверенностью говорите о том, что он становится все более умелым.

МУЗЫКА.

Музыкальные занятия существенно улучшают интеллектуальные способности и мелкую моторику. Пойте вместе с ребенком (дуэтом и хором), играйте для него приятные мелодии, предлагайте послушать детские песенки и классическую музыку. Поощряйте попытки петь и музицировать. Если малыш заинтересуется, познакомьте его с музыкальным инструментом: предпочтительно струнным или фортепиано.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА.

Активность эмоциональных центров достигает своего пика на втором году жизни. Лишь при поддержке со стороны близких малыш обретает уверенность в себе - открыто проявляйте свои нежные чувства и не раздражайтесь по пустякам. Пока он мал, нельзя относиться к нему критически, сравнивая с другими детьми, со взрослыми и с собой. Не требуйте от детей достижения ваших собственных жизненных целей! Ребенок похож на вас, но его жизнь отнюдь не продолжение вашей. Наблюдая, старайтесь понять, чем он отличается от вас, примите и полюбите его таким, каков он есть. Отмечайте его успехи и ободряйте при неудачах.

Источник: "Московская правда" (Приложение)

Домашний персонал: