Обсуждаем проблему: домашние роды

Автор: Наталья ФЕДОСЕЕВА журналист Ведущая полосы Наталья КИМ

Диалог женщин

Видя ребенка-инвалида, я каждый раз вспоминаю все, что знаю о родовых травмах, и думаю: а вдруг это можно было предотвратить? Вдруг, рожай его мама в нормальных условиях, он не сидел бы сейчас в инвалидной коляске, а бегал и радовался, как другие дети? Я смотрю в глаза мамы и не могу задать ей этот вопрос. Я думаю, что мамы в случившемся винят самих себя - медики умеют снимать с себя вину. Я не знаю ни одного случая судебного процесса по поводу нанесения ущерба здоровью ребенка или матери неадекватными действиями медперсонала. Но я знаю, что следствием родовой травмы может быть сбой в любой системе детского организма: болезни желудочно-кишечного тракта, вплоть до язвы (а ведь у нас еще и не всегда кормят грудью), подверженность простудам, состояние нервной и сосудистой систем, уже не говоря об опорно-двигательном аппарате. Самое страшное для человека - родиться, это та точка, в которой он может быть сломан на всю жизнь.

Общепринятое объяснение родовых травм у медиков - плохая экология. Но если экологическая обстановка становится все хуже, если риск для здоровья малыша и мамы все возрастает, тем большие требования нужно предъявлять к медперсоналу, ведущему беременность и роды, и к методам этого ведения.

Моя подруга рожала в прекрасном возрасте - 23 года, всю беременность чувствовала себя превосходно, анализы - идеальные, о ребенке мечтала всю жизнь. Но ее Ирочка получила в родах такую черепно-мозговую травму, что не могла даже смотреть прямо - головка запрокидывалась куда-то вбок и вверх. Помогая Юле в ее мотаньях по поликлиникам, я однажды услышала в массажном кабинете тихий разговор медсестер возле ребенка с диагнозом ДЦП: "Так приняли роды".

А детский невропатолог, которой я рассказала Юлину историю, только вздохнула: "Очень часто причина травм - то, как принимают роды, методы родовспоможения: я работала на Дальнем Востоке в роддоме, так в одну смену все нормально, в другую - сплошные травмы. Но мы, детская поликлиника, и роддом - это разные ведомства; они не только нас не слушают, но и вообще с нами не связаны, к нам не относятся".

У другой моей знакомой в родах умерла 18-летняя дочь. Она, сама по профессии акушерка, сказала мне: "Если бы я знала, дома приняла бы у Оленьки роды". Скоро в тот же роддом предстоит ехать ее единственной внучке, дочери Оли. В нем ничего не изменилось. Какое решение примет 70-летняя женщина, я не знаю.

Примеры можно множить. Из 16 опрошенных мной женщин только одна сказала, что поехала бы к той же акушерке снова. Большинство вспоминают свои роды как кошмарный сон.

Да, акушерки грубят, не обращают внимания, работают в нетрезвом состоянии, небрежно принимают детей (ребенок, летящий в тазик под акушерским креслом, не разбился только потому, что повис на пуповине). Но, по мнению директора московского центра родительской культуры "Аква" Татьяны Саргунас, не менее страшно то, что делают врачи: "У врачей целый арсенал "научных" методов, ломающих процесс родов: они прокалывают пузырь, лишая ребенка водной "подушки" и делая схватки болезненнее, потом спохватываются, что он там без воды, начинают стимулировать процесс родов медицинскими препаратами, коверкая естественный регулятор родов - гормональный баланс (а его искажения чреваты самыми непредвиденными и трудноустранимыми последствиями), тащат ребенка из мамы щипцами, раня ему головку, заставляют маму усиленно тужиться, одновременно не давая головке малыша выходить (якобы страхуя маму от разрывов). Тут нередко и наносится травма нежному шейному отделу ребенка. Обрезают пуповину, едва он вышел, лишая новорожденного ценнейшей и очень ему сейчас необходимой плацентарной крови (а у него потом желтуха, страдает печень), выдавливают плаценту, она рвется, куски остаются в матке - их потом выскребают, объявляют из-за этого роды "осложненными" и на этом основании отделяют мать от ребенка на 10 дней: ей-де нужно отдыхать. (Кстати, крысы, которых забирали от. матерей после рождения, потом своих детенышей поедали.) В роддоме патологична даже родовая поза: врачи женщину кладут во время родов на спину (так им удобно наблюдать), хотя в этой позе пережимается аорта, несущая кровь ребенку, и труднее, больнее сокращаться матке. Потом они фиксируют у ребенка гипоксию (недостаток кислорода) , а женщине говорят, что она слабачка, родить не может - а она растеряла все силы в этой тяжелой позе, измотана болезненными схватками и бесчисленными вмешательствами.

Беременность - это не болезнь, а роды - не операция. Это естественные состояния организма женщины, процессы, руководимые естественными механизмами - работой гормонов, подобно зачатию или половому акту. Но если к естественному, нормальному процессу относиться как к патологии, постоянно в него вмешиваться, то он и превратится в патологический. Природу улучшить невозможно, ухудшить - легко.

Я советую всем: уж если вы решили ехать в роддом, лучше всего, чтобы вам не испортили роды, - родить на кровати в предродовой палате, рядом только с близким человеком, не привлекая внимания медперсонала: мол, "так получилось".

"Дети в наших роддомах рождаются не благодаря, а вопреки помощи врачей", - делает вывод невропатолог института Ирина Печерникова.

Я, к счастью (благодаря центру родительской культуры), избежала этих опасностей: мы с мужем родили дочку дома. Именно этим я объясняю тот факт, что при худших, в сравнении с Юлей, возможностях своего организма (большой возраст, слабое здоровье) мои роды прошли гораздо благополучнее. И если перед первыми родами я еще сомневалась, лучше ли рожать дома, то теперь, если меня попытаются отправить в роддом, я просто расхохочусь в ответ.

Никто из занимавшихся вместе со мной в центре "Экология семьи" и центре родительской культуры не поехал в роддом. А уж при вторых родах они не едут тем более. "Роды в роддоме и дома - это небо и земля", - вот типичное мнение мам, которые могли сравнивать. "Там ты - корова, которая должна быстрее разродиться, здесь - женщина, которую любят и о которой заботятся". Мой муж назвал наши роды самым великим событием в своей жизни.

(Кстати, в обморок мужья падают только в роддомах - там они не знают, что делать, не подготовлены, не имеют понятия, как помогать жене. А кто не поползет по стенке, если, как в гестапо, видит мучения любимого человека, но не может ему помочь?)

Я не знаю несчастных случаев во время подготовленных домашних родов, это - выдумка медиков, стремящихся спасти мундир.Я знаю, насколько тщательно готовят рожающую пару в известных мне родительских центрах: ЧП у подготовленной пары невозможно.

Меня обвинят в рекламе этих центров - не буду доказывать, что мне ничего не заказывали и ничего не платят, что я пишу это только для того, чтобы что-то изменилось в наших роддомах, чтобы наша страна вышла с первых мест в мире по материнской и детской смертности, чтобы исчезла страшная статистика, данная мне детским невропатологом: 9 детей с травмами из 10 новорожденных; чтобы не увеличивалось, а уменьшалось число инвалидов и калек.

Я пишу это потому, что хочу узнать, в какой степени в горе матери, воспитывающей ребенка-инвалида, виноваты медики; спросить это у матери, катящей инвалидную коляску, я не могу. Если эта вина велика, надо что-то с нашими роддомами делать, надо бить тревогу и звонить в колокола.

Я прошу матерей, чьи дети получили родовые травмы, рассказать, как прошли их роды: что они чувствовали, что делали акушерки, врачи, как долго продолжались роды, почему произошла травма и т.д. Конечно, мне бы хотелось услышать отклик на мое мнение и хотелось бы, чтобы высказались женщины, рожавшие не только в роддоме, но и дома: какие роды вы видите идеальными, как они должны, по вашему мнению, проходить: в какой обстановке, с кем, что мешает и что способствует успешным родам? г. Москва.

Источник: Кузнецкий край (Кемерово) , N085 от 09/08/2003

Домашний персонал: