Детское питание. Организация детского питания.
Автор: Татьяна ЩЕРБАКОВА, корр. "Сельской жизни". Тульская область.
Производство питания для детей от рождения до двух лет без преувеличения можно назвать стратегической задачей государства уже потому, что стоимость его для потребителя оценивается для России более чем в 30 миллиардов рублей в год.
СЕГОДНЯ В ГОД в стране рождается более миллиона младенцев. 90 процентов их до месяца питаются материнским молоком, 10 - уже в роддоме живут на искусственном питании. Есть много причин отсутствия молока у молодых матерей. Но главные - недоедание, плохая экология, тяжелый труд и стрессы. За последние годы в России от несчастных случаев на производстве погибло более двух тысяч женщин. Треть их трудится в неблагоприятных условиях, в сельскохозяйственном производстве эта цифра еще выше. Но, как утверждают врачи, именно стрессы являются виной пропажи грудного молока у кормящих мам. А причиной этих стрессов зачастую становятся высокие цены на детские товары и питание. Ведь чтобы ребенок до двух лет получал диетические питание по всем нормам из магазина со специализированными отделами, на одного малыша в месяц семье нужно расходовать, по крайней мере, 4 тысячи рублей. За год это уже 48 тысяч. В одной небольшой Тульской области на прокорм грудничков у родителей уходит в год 480 миллионов рублей. По России эта цифра превышает 30 миллиардов. Без преувеличения можно сказать, что и производство, и реализация детского питания - прибыльные отрасли, пополняющие казну государства немалыми доходами.
Судите сами. Детское питание сегодня есть везде - в роддомах, диетических магазинах, больницах, на молочных кухнях при детских поликлиниках. "Джентльменский" набор для полугодовалого ребенка из молочной смеси, каши, соков и пюре в день обойдется не менее чем в 130 рублей. Семьям с доходами ниже прожиточного уровня это не по карману. Но еще с 1997 года в стране существует и действует постановление Правительства РФ за N 1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания". По нему из региональных бюджетов выделяются деньги для молочных кухонь, откуда по рецепту врача потерявшие грудное молоко мамы бесплатно получают продукты для новорожденных. Однако часто это просто пакет молока средней стоимости. На Тульском молокозаводе перестали выпускать детское питание лет десять назад из-за низких поставок сырья из хозяйств, где столько же лет сокращают поголовье коров. Остановить этот процесс пока что не удается из-за слабой экономической базы большинства сельскохозяйственных предприятий.
Разгромив их материально-техническую базу в первые годы реформ путем убийственного эксперимента над селом, тульские власти в 1995 году пришли к выводу,
что единственным спасением для страдающих грудничков, оставшихся без материнского молока, станет импорт его заменителя из Швейцарии.
У меня хранится документ, датированный 4 апреля 1995 года, в котором сказано, что в результате успешных переговоров со швейцарско-итальянской фирмой "Албек Трейдин"
заключен договор на поставку в Тулу в течение трех лет экологически чистого сухого молока для детей до трех месяцев, находящихся на искусственном вскармливании. Такого заменителя грудного молока должны были получать в год по 180 тонн от коров с экологически чистых альпийских лугов. Сегодня читаешь, и мурашки по коже бегут. Да откуда по той беспросветной нищете Тула могла бы взять миллионы долларов на уникальный заменитель грудного молока, доступный лишь богатым европейским странам? Это нынче в Тульской области из бюджета выделяют миллионы рублей на отпуск детского питания, но только необеспеченным семьям. Таких в регионе - три четверти от общего количества. Понятно, что средств надо бы в десять раз больше. Но взять негде, бюджет и так трещит по швам. Естественно, семьям приходится отказывать себе во всем, чтобы обеспечить грудничку искусственное молоко, которое очень недешево, хотя и не швейцарское. И когда женщину привозят в роддом, она получает длинный список необходимых вещей для пребывания в нем. Один из пунктов - пакет детского питания. При этом никто не спрашивает о доходах семьи.
Вот с этого пакета и начинаются страдания ребенка и матери, поскольку детское питание, производимое даже из самого очищенного молока альпийских коров и имеющее все допуски к реализации, в большинстве случаев вызывает аллергические реакции - диатез или дисбактериоз. Эти заболевания - настоящее проклятие современного поколения. Буквально с первых месяцев жизнь ребенка одновременно с детским питанием сопровождает неизменный набор лекарств: тавегила, супрастина, эуффилина, смекты, линокса. Все это нужно постоянно иметь под рукой, так как приступ аллергии может начаться в любую минуту и в любом месте. Если не успеть дать лекарство, ребенок может задохнуться от отека гортани, получить шок даже от одной ягоды клубники. Не говоря уже о простудных заболеваниях, которые за несколько часов приводят такого младенца под капельницу. В регионе только за четыре месяца текущего года ушли из жизни 59 младенцев, не достигших даже годовалого возраста. Причем темпы прироста младенческой смертности оказались почти в пять раз выше по сравнению с общей смертностью, по которой Тульская область - печальный лидер России.
Стремительно ухудшается здоровье и самих новорожденных. В начале 90-х, по заключению врачей, больным был каждый восьмой из родившихся, в середине - свыше трети, а в прошлом году - уже более половины. Относительное число детей с врожденными аномалиями увеличилось за этот период в два с лишним раза и составило вместе с недоношенными 12 процентов. В дальнейшем по результатам профилактического осмотра детей в 1990-2002 годах выявлено в полтора раза больше диагнозов пониженной остроты зрения и дефектов речи, а также в пять раз больше случаев сколиоза и нарушения осанки.
Если бы тележурналисты задались целью показать, что происходит с детьми-аллергиками в больницах, получился бы настоящий фильм ужасов. На больничную койку малыши попадают с повреждениями кожи, истекая кровью. Другие по две-три недели живут с микровеной - это когда волосок-игла для капельницы постоянно введена в вену и прибинтована к крошечной ручонке. Многие матери просто не выдерживают всех пыток довольно жестокого лечения - горячие ингаляции, капельницы, срочные внутривенные инъекции, когда ребенок уже в судорогах. Женщины падают в обмороки прямо в коридорах больниц, но их никто не лечит. Такой матери, едва пришедшей в себя, снова дают в руки младенца, вытащенного с того света, - выхаживай! Какое уж тут грудное молоко?! Иные мамы выходят из больницы после двух, трех, а то и восьми реанимаций инвалидами. А им еще растить свое искалеченное чадо, учить его в школе, зарабатывать деньги на то самое питание.
Очень часто диета для особо аллергичных детей ограничивается капустно-картофельным отваром, разбавленным овсянкой. У такого малыша кожа не будет трескаться от расчесов, он перестанет задыхаться. Но он очень долго не сможет ходить, у него не будет волос и зубов. Ему будут противопоказаны школа и какая-либо перспектива в жизни. Это, увы, наша реальность, подтвержденная статистикой, - каждый двенадцатый житель Тульской области инвалид, среди детей только 10 процентов здоровых. За последние десять лет численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, в регионе возросла с 1270 до 6518 человек. Из них более половины не могут адекватно вести себя и общаться с окружающими, свыше трети обладают ограниченной способностью передвигаться и столько же не имеют возможности действовать руками, владеть телом и ухаживать за собой.
Отчаявшиеся врачи теперь уже просят мам, имеющих грудное молоко, вскармливать малышей не до года, как раньше, а до двух лет. Вывод напрашивается сам собой: детское питание - это, без всякого преувеличения, стратегический продукт, находится ли он в груди у женщины или его производят на заводе. Два главных показателя выступают за это: здоровье и полноценность нации и, как уже упоминалось, огромные деньги, которых стоит заменитель грудного молока, а также детское питание для детей после шести месяцев до двух лет.
Вообще с детским питанием в нашей стране проблемы уже несколько десятилетий. Поначалу, когда его выпускали отечественные производители, молочные смеси имели такое количество сахара, что об употреблении их без просева не могло быть и речи. Детские диатезы в массовом порядке начались тогда. Но до сегодняшнего дня Россия не может освоить выпуск качественного, надежного детского питания без импортного оборудования и сырья. Имеющееся же производство, судя по реализационным ценам, дорого и также ненадежно в смысле поддержания детского здоровья, как и тридцать лет назад. В настоящее время в Туле заканчивается реконструкция очередной молочной кухни при детской больнице. Оборудование никак не могут запустить - оно импортное, и на него не хватает комплектующих деталей.
А вообще тема детского питания, как я убедилась, пытаясь взять интервью у самых разных лиц - от врачей и соцработников до строителей и производителей,
- закрыта не меньше, чем тема производства пистолетов в оружейной Туле. Секрет такой закрытости, видимо, простой. Вопрос упирается в деньги для отечественного производителя, а значит, в политику. Это в США выкармливают, как известно, по две коровы и по одной свинье на семью из четырех человек, потому что вкладывают в сельское хозяйство в тридцать раз больше, чем в России. А у нас если и выкармливают по десятой части коровы на семью, то и от нее молоко до прилавка еще дойдет ли - вопрос. К примеру, в одном из крупнейших районов Тульской области только одно-единственное хозяйство - АО "Междуречье" - имеет лицензию и сертификат качества на переработку и реализацию своей продукции. Остальные двадцать хозяйств отправляют на перерабатывающие предприятия свое молоко за бесценок. Им не на что купить сепараторы, холодильники, даже новые халаты и спецобувь для доярок.
Между тем этим летом 69 тысяч рублей в регионе было отдано из областного бюджета на выплату вознаграждений людям, добровольно сдавшим оружие и боеприпасы. И это резонно - хотя бы не перестреляют друг друга молодые мужчины, которых здесь на одну женщину приходится, извините, по какой-нибудь четвертой-пятой части. Рожать-то, по большому счету, здесь не от кого. Без отца воспитывается каждый пятый ребенок. Одинокая мать спешит выйти на работу пораньше, какое уж тут грудное вскармливание! И проливают эти бедолаги семь потов на стройке, в конторе или в кабине водителя трамвая, чтобы львиную долю зарплаты отдать в магазин с ласковым названием "Малыш". На самом деле - тому же американскому фермеру, который выращивает аж по две коровы на семью. Еще бы ему их не выращивать при такой поддержке, когда нищие из нищих российские матери последние гроши отдают ему. Или его швейцарскому коллеге. Или немецкому. Высокие российские чиновники там сами распределят, кому сколько "отстегнуть" от слез этих и материнского пота.
Если учесть, что женщины и дети составляют сейчас почти восемьдесят процентов населения России и как минимум половине из них необходимо дорогостоящее диетическое сбалансированное питание из натуральных очищенных продуктов, которое наш отечественный производитель не может и еще долго не сможет изготавливать, западным фермерам не о чем беспокоиться. Экспорт в Россию детского питания или сырья для него, а также оборудования для детских молочных кухонь Западу обеспечен надолго. А вот на сколько - это и есть тот самый государственный секрет, делающий тему производства детского питания закрытой не меньше оборонной.
Источник: Сельская жизнь (Москва) , N074 от 11/09/2003